Как дешево построить дорогу в поле для легковых автомобилей / Экопо…

Бетонное покрытие, бетонная дорога

Теперь разберемся, как сделать дорогу для дачи своими руками из бетона.

В качестве балласта для дороги с бетонным покрытием используют щебень фракции 20-40, выравнивающий песчаный слой не устраивают. Если по дороге возможно движение большегрузных автомобилей, полотно желательно усилить вязаной сеткой с ячейкой стороной 250-300 мм из арматуры A-I диаметром 6 мм. Или сварной проволочной сеткой со стороной ячейки 150-200 мм и диаметром проволоки 3-4 мм.

Для дорожного полотна не применяют инвентарные маяки из оцинкованной стали, поскольку с течением времени бетон вокруг них разрушается, а сами маяки, стираясь и ломаясь, создают опасность для колес. Бетон укладывают по маячным рейкам, которые после схватывания состава (обычно уже на следующий день или через сутки) удаляют. Оставшиеся канавки заделывают бетоном такой же марки на мелком заполнителе.

Для полотна применяют бетон марки не ниже 200 при толщине слоя не менее 100 мм.

Варианты обустройства въезда

Можно считать, повезло тем новоиспеченным владельцам земельного участка, который располагается в ровной местности и подход к нему не вызывает проблем. На практике такие территории имеют непредсказуемый рельеф – ямы, холмы, овраги, а значит и перед входом присутствуют препятствия, затрудняющие подъезд автотранспорта.

Чаще всего вдоль основной дороги проложена дренажная система для отвода паводковых и осадочных вод, а вдоль лицевой стороны участка проложена траншея, которая является самым распространенным препятствием в организации въезда на него.

Устройство въезда на загородный участок может иметь несколько вариантов:

  1. Простой, ровный въезд. Это редкий случай, когда достаточно положить покрытие и поставить ворота нужной ширины.
  2. Въезд с обустройством дренажной системы. Правила обустройства участков рекомендует прокладку дренажной системы вдоль дороги, что вынуждает организовывать въезд над дренажной траншеей с использованием трубы.
  3. Заезд через канаву. Если перед воротами проложена достаточно широкая канава, то применяются такие способы устройства въезда: с помощью труб, использование деревянных шпал, укладка железобетонных плит. В зависимости от ширины канавы необходимо принимать меры по упрочению стенок и повышению надежности перекрытия.
  4. Заезд под уклоном. Такой вариант требует определенных мер по безопасности при въезде на автотранспорте.

Каждый из вариантов въезда имеет свою специфику, которую необходимо учитывать для обеспечения нормального заезда не только личного автотранспорта, но и специальных машин – грузовиков при строительстве, автокрана, пожарной машины, машины скорой помощи и т.п.

Въезд на участок с использованием шпал

Железнодорожные шпалы – это широко применимый в строительных мероприятиях материал. Его пропитывают смолами и спецсоставом, благодаря чему шпалы приобретают особую прочность и выносливость в эксплуатации. Устройство въезда на участок предполагает укладывание такого материала для создания мостика, который можно использовать даже для проезда груженого транспорта.

Еще одним важным преимуществом такого оснащения является его низкая стоимость. Труба, брошенная через яму, будет стоить намного дороже. Шпалы гарантируют долгий срок использования, поскольку специальная пропитка способствует длительной защите от влаги. Обустройство въезда можно полноценно организовать своими руками, без использования дополнительных механизмов.

Но создавая заезд на дачный участок, стоит учитывать и некоторые недостатки шпал. Так, они имеют неприятный запах, отличаются невысокой прочностью для использования в перевозке тяжелого транспорта. Шпалы могут разъехаться, если происходит размывание стен при полноводье. Также как и при обустройстве гаража с мансардой.

Выбираем покрытие

Устройство въезда на участок через канаву подвергается самому интенсивному износу, что обусловлено высокими требованиями к покрытию. Выбор материала для заезда должен быть произведен с учетом того, есть ли у вас личный автомобиль, какие транспортные средства могут подъехать к вашему дому, и требуется ли стоянка.

Покрытие на въездной зоне бывает двух типов – экономичное жесткое и простое или же с высоким уровнем прочности. В первом случае это уплотненный и выровненный грунт с насыпным слоем, который имеет такие дренажные составляющие – гравий, песок и щебень.

Отдельного разговора заслуживает жесткое покрытие, которое имеет несколько видов:

  1. Как дешево построить дорогу в поле для легковых автомобилей / Экопо…
    Бетонное монолитное покрытие,

    которое выполняется за счет заливкой раствором. При выполнении технологии оно имеет высокий показатель прочности и надежности, а это с лихвой компенсирует достаточно высокую цену. К недостаткам отнесем постоянное образование бетонной пыли, если часто будут заезжать автомобили.

  2. Покрытие из бетонных плит. В отличие от первого вида здесь даже есть стыковочные швы, которые способны разрушаться, а это спустя определенный промежуток времени приведет к нарушению ровности покрытия.
  3. Асфальт. Такой материал будет намного дешевле, чем делать заливку цементом, но очень трудно наложить его качественно и ровно. Для этого можно воспользоваться услугами асфальтоукладчика со своей техникой (катком), и тогда асфальтное покрытие поможет обеспечить выполнение всех необходимых требований.
  4. Брусчатка из тротуарной плитки или камня. Это покрытие достаточно долговечное и прочное, имеет красивый внешний вид, а поэтому будет замечательно гармонировать с общим видом участка. Но стоимость брусчатки достаточно большая, а для кладки потребуется много времени и специальные навыки, и если вы ими не располагаете, то придется потратиться еще и на оплату работы мастера.
  5. Деревянный настил. Древесина не обладает большим сроком службы и подвержена гниению, но ее прочность, дешевизна и доступность делает ее востребованным материалом при создании настилов на перекрытия канав и траншей.

Выбор материала покрытия для въезда на участок будет во многом зависеть от финансового состояния владельца. Если владельцы не слишком богаты, то чаще всего делают песчаный слой, но наибольшую популярность получила все же заливка бетоном.

Выбор покрытия

Въездная зона любого загородного участка подвергается наиболее интенсивному износу, что обуславливает повышенные требования к ее покрытию. Выбор материала для него должен производиться с учетом наличия личного транспорта, предполагаемого заезда транспортных средств, возможности их стоянки.

Покрытие должно быть достаточно прочным, долговечным, стойким к климатическим воздействиям в различные сезоны, морозоусточивым, стойким к длительному воздействию солнечных лучей. На нем не должны оставаться лужи после дождя и оно не должно раскисать в ненастное межсезонье.

Покрытие въездной зоны может быть двух типов – экономичное простое и жесткое, повышенной прочности. В первом случае оно представляет собой выравненный и уплотненный грунт с насыпным слоем, обладающим дренажными способностями – песок, щебень, гравий.

Особого внимания заслуживает жесткое покрытие, которое может иметь такие разновидности:

  1. Монолитное бетонное покрытие, выполняемое путем заливки раствора. Оно при соблюдении технологии имеет высокую прочность и надежность, что компенсирует достаточно высокую стоимость. К недостатку можно отнести постоянное образование бетонной пыли при частом заезде автомашин.
  2. Покрытие из бетонных плит. В отличии от предыдущего варианта в нем есть стыковочные швы, которые могут разрушаться, что со временем приводит к нарушению ровности дороги.
  3. Асфальт. Этот материал обойдется значительно дешевле цемента, но вручную наложить его качественно очень трудно. Если имеется возможность привлечь специальную технику (каток), то асфальтовое покрытие обеспечит выполнение всех требований.
  4. Брусчатка их камня или тротуарной плитки. Это достаточно прочное и долговечное покрытие, обладающее привлекательным внешним видом, а потому гармонирующее с общим оформлением участка. Однако стоимость его достаточно велика, а кладка требует много времени и специфических навыков.
  5. Деревянный настил. Древесина подвержена гниению и не имеет большого срока службы, но достаточная прочность, доступность и дешевизна делает ее востребованным материалом при изготовлении настилов на перекрытия траншей и канав.

Рекомендуем: Виды и варианты устройства заборов для частных домов. Какие нормы по установке и размещению?

Выбор материала покрытия во многом зависит от финансовых возможностей владельца. В простеньких хозяйствах чаще укладывается песчаный слой, но наибольшей популярностью пользуется бетонная заливка.

Еще по теме: Как применяется бетон в строительстве?

Грунтовое полотно, грунтовая дорога своими руками

Не стоит считать, что достаточно выровнять полосу земли, и грунтовая дорога готова. Подобное конструктивное решение может привести к тому, что из сооружения, делающего передвижение удобнее, дорога после парочки осенних дождей превратится в эффективное фортификационное сооружение, и для её преодоления (причем поперек) понадобится трактор.

Сначала нужно снять растительный слой, после чего уложить геоткань. Затем полотно отсыпают суглинком, который уплотняют трамбовкой или тщательно укатывают. Завершающим этапом грунтовой дороги будет уплотнение полотна щебнем. Для этого щебень фракции 20-40 рассыпают тонким слоем и трамбовкой вбивают в грунт.

Такая дорога может служить без ремонтов долгие годы даже при достаточно оживленном движении.

Осталось сказать еще о двух обязательных для дороги мероприятиях:

• для всех видов дороги обязательно делаем небольшой (порядка 3%) уклон для стока воды, от средины к краям;• вдоль дороги по возможности делаем водоотводные канавы (кюветы) (рис. 2).

Дорога для грузовика к участку

Для обустройства такой дороги нужен геотекстиль, песок, щебень. Также понадобится асфальтовая крошка.

  1. Снимается плодородная земля до суглинка.
  2. Делается выемка 3 м. при этом глубина около 5 см.
  3. Укладывается слой геотекстиля.
  4. Засыпается слой мытого песка, который нужно укатать виброплитой или катком.
  5. Укладывается георешетка, у которой ячейка равна 20 см.
  6. Засыпается щебень (полученный из лома бетона) слоем 5 см и утрамбовывается. Фракция 20-40.
  7. Слой гранитного щебня 5-20 засыпают и утрамбовывают.
  8. Финишным слоем может служить асфальтовая крошка.

Некоторые специалисты советуют вместо мытого песка использовать карьерный. Минимальный слой – 10 см. рекомендуется использовать гранитный щебень, а в качестве финишного слоя – отсев. Это продлит срок службы покрытия. Песок необходим для того, чтобы щебень не повредил геотекстиль.

Вот пример «пирога» дороги, которая сможет выдержать тяжелый транспорт.

  1. Геотекстиль, плотность которого составляет 300г/м 2 .
  2. Не менее 10 см песка.
  3. Примерно 20-25 см гранитного щебня. Материал должен быть фракции 25-40.
  4. 5-10 см гранитного щебня. При этом фракция должна быть 5-20.
  5. Нужно использовать виброплиту.
  6. В качестве финишного слоя можно использовать отсев.
  7. Если дорога с уклоном, целесообразно использовать георешетку.

Обязательно необходим дренаж или канавы для отвода воды, чтобы не было застоя, и грунт не размывался весной при оттепели или от сильного дождя.

Если вы приняли решения обустроить такую дорогу самостоятельно, необходимо отнестись к работе очень серьезно. Изучите методику работы, закупите качественные материалы в необходимом количестве. Ведь лучше сделать дорогу один раз как положено, чем впоследствии переделывать, и тратить на это время и деньги. Если вы не знаете, как правильно сделать дорогу в вашей местности, лучше обратитесь к специалистам за советом.

Дороги, ведущие к частному дому, проще обустроить самостоятельно: местные власти и обычные трассы ремонтирую нечасто. Потому, комфортное транспортное сообщение от основной магистрали до подъезда к участку – часто дело рук владельцев земли.

Организовать строительство дороги к участку можно как самостоятельно, так и вместе с соседями, которые тоже будут пользоваться новым отрезком обустроенного подъезда. Тем более, если через него лежит путь к их владениям, запретить пользование дорогой вы не сможете.

Таким образом, чтобы не возникло неприятных ситуаций, первое, что нужно сделать – договориться с соседями. Строительство дороги – процесс не обязательно дорогостоящий и трудозатратный. Далее мы приведем несколько способов укладки полотна разного качества и стоимости.

Дорстроймастер

Рельеф местности, тип грунта, расположение участка относительно дороги определяют различное устройство въезда на участок через дренажную канаву, но все же существуют некоторые общие требования. Перед началом работ необходимо:

Определить ширину заезда. Прочный и достаточно широкий заезд к воротам нужен обязательно. Он должен обеспечить въезд не только легковых автомобилей, но и тяжелую строительную технику, которая будет проехать через канаву. Рекомендуемая минимальная ширина заезда составляет четыре метра;

Определить вид и размеры трубы под заезд. Длина трубы должна быть не менее 5 метров, диаметр трубы — не менее 270мм. Материал выбирается индивидуально, в зависимости от предполагаемых нагрузок и возможностей владельца участка. В основном используются асбестовые, железобетонные, металлические и пластиковые гофрированные трубы.

Укладка трубы в канаву и устройство насыпи. Это основной процесс устройства заезда, который осуществляется в следующем порядке: Сначала производится чистка канавы и снятие дерна, прокладывается геотекстиль, устройство подстилающего слоя из песка для обеспечения необходимого уклона трубы.

После устройства песчаной подушки укладывается труба в канаву, которая засыпается песком и тщательно уплотняется виброплитой. На подготовленное песчаное основание устраивается слой из щебня толщиной 15см, которое тоже уплотняется виброплитой. Для предотвращения расползания насыпи боковины (откосы) заезда укрепляются.

Какая труба лучше?

По всем вопросам звоните или пишите. Наши специалисты любезно проконсультируют Вас.

Из чего делать дорогу

Дороги подразделяются на дороги с твердым покрытием и без оного. К первым относятся дороги из асфальта, бетона или брусчатки (булыжника), ко вторым – грунтовые дороги. Что подойдет именно вам — на 95% диктуется бюджетом.

Наиболее дорогие и наиболее долговечные – дороги из тесаного камня (булыжника). Следующим по цене идет менее прочный бетон и, наконец, асфальт. «Грунтовка» – вариант в разы более дешевый, но, разумеется, и менее долговечный.

Бетон не многим дешевле, но хотя бы гораздо технологичней. Уложить вдвоем даже километр бетонной дороги за летний сезон вполне реально. Понятно, не автобан, но проезд в одну полосу сделать можно. При толщине покрытия в 7-10 см (а меньше не имеет смысла) шириной в 3 м на погонный метр уйдет около 0,25-0,3 м

3

бетона. Материал же на дорогу в сто метров (с учетом щебня, песка и минимума арматуры) обойдется в 180-250 тысяч рублей.

Асфальт требует дорожной техники, которая в дачном хозяйстве вряд ли найдётся, потому рассматривать, как сделать дорогу на даче своими руками из асфальтобетона, вряд ли есть смысл.

Дорога грунтовая со щебёночным (гравийным) покрытием представляется наиболее привлекательным вариантом с точки зрения финансовых затрат.

Использование дренажных труб

В садоводстве часто используются дренажные канавы, которые прокладываются между дорогой и улицей для осушения почвы, особенно это актуально для торфяников. Если у вас перед входом канава или ров, то придется прокладывать въезд с помощью дренажных труб. Такая процедура потребует дополнительных финансовых расходов и чьих-либо физических сил.

Так, рекомендуется в канаву положить слой щебня, который сформирует своеобразную подушку. Благодаря такому незамысловатому ходу, труба из стали или железобетона не провалится. Для верхней насыпи используются гравий и щебень, для увеличения плотности добавляется песок. Такие же работы проводятся при обустройстве парковки для авто.

Устройство въезда на участок также предполагает использование камней или плитки, из которых можно сделать своими руками своеобразные стенки, которые не позволяют конструкции расползаться. Она сможет выполнять свои функции долгое время. «Мостик» через канаву хорошо выдерживает легковой транспорт даже с грузом. Однако подобный строительный подход связан с рядом недостатков:

  • обустройство предполагает использование специальной техники, без которой своими руками не обойтись;
  • труба через канаву – это достаточно дорогой строительный материал, который, конечно, можно заменить ранее использованными конструкциями, однако, лучше не экономить на своей безопасности.

Как дешево построить дорогу в поле для легковых автомобилей

Люди, желающие переехать на землю, не получившую еще статуса населенного пункта, всегда сталкиваются с задачей самостоятельного строительства дорог. Буквально на днях услышал, что местные дорожники посчитали смету на обустройство 3км соседней деревенской асфальтированной дороги поверх уже существующей щебеночной. Сумма 70 млн рублей.

Да, да, именно 70 миллионов!!! Это больше 20млн на 1км однополосной дороги. А ведь асфальтированную дорогу сельским жителям тяжело ремонтировать подручными средствами, поэтому ремонт ям в асфальте спецтехникой будет стоить немалых средств в будущем.

Ладно, асфальтированная, даже на обычную не асфальтированную дорогу закладываются сметы в среднем от 3 до 5 млн руб на 1 км полотна. Деньги не малые! Поэтому есть повод задуматься: а действительно ли нужно тратить столько денег, чтобы иметь проезжую сельскую дорогу для легкового транспорта!?

Дорогу можно построить дешево!

Алгоритм строительства дороги:

Шаг 1 Выбор местности Шаг 2 Предварительный расчет средств по маршруту дороги Шаг 3 Создание профиля Шаг 4 Укатывание профиля Шаг 5 Отсыпка Шаг 6 Разравнивание Шаг 7 Рытье водоотводов от дороги

Видео дает практичные подсказки о том, как дёшево строить легкоремонтируемую сельскую дорогу. Какую выбирать технику для удобства и для того, чтобы сэкономить средства, особенности организации дорожных работ, расчеты. А также дает ответы на вопросы: Как сохранить дорогу? Кто должен Вам делать дорогу? Какие автомобили портят дорогу больше? Как уменьшить вред?

Как построить проезд через канаву

Случается, что вдоль участка проложены дренажные канавы, и закапывать их никак нельзя. Решением станет укладка в канаву трубы. Как устроить проезд:

  1. Проводим работы в сухую погоду. На дно ямы насыпаем слой щебня не менее 20 см. Он будет служить дренирующей подушкой, чтобы при смене сезонов грунты не вытолкнули трубу и не меняли ее положения.
  2. Укладываем трубу из металла или асбестоцемента диаметром не менее 20 мм, чтобы при необходимости ее можно было прочистить от мусора.
  3. Засыпаем трубу песчано-гравийной смесью и утрамбовываем слой.
  4. Края трубы бетонируем для фиксации ее положения.
  5. Засыпаем грунт до нужной отметки, утрамбовываем.
  6. Оформляем дорожное полотно любым способом.

Грунтовая дорога — это относительно недорогой, но при этом очень функциональный тип трассы. Если вы ограничены в финансах, вы сможете сделать грунтовку буквально из ничего. В условиях, когда песок, щебень и асфальт стоят немалых денег, такой вариант является очень привлекательным.

При этом качественная грунтовая дорога с ровной поверхностью позволяет перемещаться по ней на автомобиле быстро и с комфортом — по хорошим трассам такого типа можно ездить и на скорости в районе 100 километров в час. Для того, чтобы поддерживать грунтовку в хорошем состоянии, понадобится регулярно проводить ремонт дорожного полотна. Однако даже с учетом этого обойдется такая дорога дешевле бетонной или асфальтовой.

Рассмотрим, как построить грунтовку своими руками — какие потребуются материалы, каковы основные этапы создания дороги, а также важные моменты, на которые необходимо обратить внимание.

Как сделать въезд через дренажную канаву?

Въезд на участок не должен перекрывать дренажную систему, а значит, просто засыпать канаву нельзя. Дренаж сохраняется путем укладки трубы диаметром 30-50 см в зависимости от объема отводимой воды. Можно использовать металлические, пластиковые, железобетонные и асбесто-цементные изделия.

Обустройство заезда обеспечивается в следующем порядке:

  1. На всю ширину въезда со дна канавы снимается грунт на глубину 15-20 см, а поверхность утрамбовывается.
  2. В углубленный участок засыпается подушка из песка и щебня толщиной 30-40 см с тщательным уплотнением.
  3. Укладывается труба с таким расчетом, чтобы она выступала с каждой стороны не менее чем на 50 см. Например, при ширине въезда 5 м длина трубы должна составлять не менее 6 м. На торцах трубы рекомендуется закрепить сетку для предотвращения чрезмерного засорения.
  4. Поверх трубы засыпается смесь песка со щебнем. Толщина слоя – не менее 30 см. Все тщательно трамбуется.
  5. Обустройство въезда через дренажную систему завершает формирование покрытия.

Рекомендуем: Идеи по созданию полок своими руками. Как повесить на стену?

Въезд на участок через дренажную канаву повышенной прочности делается с применением бетонных стенок. Такая конструкция возводится следующим образом:

  1. Операции до укладки трубы и сама укладка производится аналогично вышеуказанному способу.
  2. После укладки трубы с обеих ее сторон монтируется опалубка, высота которой соответствует или немного превышает высоту канавы.
  3. В опалубке устанавливается армирующие стальные стержни диаметром 12-14 мм.
  4. Производится заливка упрочняющих стенок. Ширина бетонной ленты составляет 15-20 см.
  5. После полного застывания бетона опалубка демонтируется.
  6. Поверх трубы все пространство между бетонными стенками засыпается смесью песка и щебня.

При обустройстве указанных въездов труба укладывается параллельно дну канавы, т.е. имеет аналогичный уклон. После засыпки трубы вода не должна просачиваться через возведенную насыпь.

Как создать заезд через дренажную канаву?

Заезд на участок не должен перекрывать систему дренажа, а значит, просто засыпать канаву нельзя. Сохранить дренаж получится путем укладки трубы диаметром в 0.3-0.5 метра в зависимости от объема воды, которую отводят. Вы можете использовать пластиковые, металлические, железобетонные и даже асбестоцементные изделия.

Обустройство въезда на участок через канаву выполняется в следующем порядке:

  1. На всю ширину заезда со дна канавы следует снять грунт на глубине 20 см, а поверхность утрамбовать.
  2. Как дешево построить дорогу в поле для легковых автомобилей / Экопо…
    В углубленный участок следует засыпать подушку из щебня и песка, причем ее толщина должна быть от 30 до 40 см при тщательном уплотнении.

  3. Труба должна быть уложена с таким расчетом, чтобы с каждой стороны она выступала не меньше, чем на 0.5 метра. К примеру, при ширине въезда в 5 метров длина трубы должна быть хотя бы 6 метров. На торцах трубы советуем закрепить сетку для того, чтобы предотвратить чрезмерное засорение.
  4. Поверх трубы засыпьте смесь щебня и песка. Толщина слоя должна быть не меньше 30 см, а после тщательно все утрамбуйте.
  5. Завершающим этапом обустройства въезда через систему дренажа будет формирование покрытия.

Въезд на участок через канаву повышенной прочности выполняют с использованием бетонных стенок. Такую конструкцию можно сделать следующим образом:

  1. Все действия до укладки и укладка выполняется так же, как и в способе выше.
  2. После того, как труба будет уложена, с ее двух сторон следует установить опалубку, высота которой будет соответствовать или чуть больше, чем высота канавы.
  3. В опалубке нужно установить армирующие стальные стержни, диаметр которых должен быть от 1.2 до 1.4 см.
  4. После этого выполняется заливка упрочняющих стенок. Ширина бетонной ленты должна быть от 15 до 20 см.
  5. Когда бетон полностью застынет, опалубку полностью демонтируют.
  6. Поверх трубы следует засыпать все пространство смесью щебня и песка между бетонными стенками.

При создании таких типов въезда труба должна быть уложена параллельно дну канавы, т.е. быть с тем же самым уклоном. После засыпки трубы вода ни в коем случае не должна просачиваться через изготовленную насыпь.

Легкий способ сделать дорогу на участке ( фото)

Все думают, что создание дороги это очень сложно и дорого, но вот такой вариант, как говорится, дешево и быстро, сделал у себя на участке один находчивый человек…

Поделимся своим опытом создания дороги с нуля. Наш опыт подойдет именно для дороги к дому, где нагрузка небольшая, т.к. для общественной дороги технология более сложная с глиняной подушкой, водоотводными канавами и пр. Для своего участка подходит более простой и бюджетный вариант.

Solar Roads: Дороги из солнечных панелей
Solar Roads: Дороги из солнечных панелей

Сначала, если участок неровный, вызываем экскаватор JCB, который подготавливает площадь.

Сверху застилаем нетканное полотно геотекстиль «Дорнит» плотностью 150г/м. Это хороший и проверенный материал, который позволяет щебню не уходить в землю, и делает дорогу более долговечной. Именно этот материал оправдывает себя, т.к. был опыт работы с другими материалами, с аналогичными заявленными характеристиками, стоимость которых была даже выше, но совершенно не оправдывающих себя. Например, геотекстиль «Геотекс», с той же плотностью, сразу разрывается и пропускает землю через себя.

После застилки участка дороги геотекстилем необходимо по краям вбить небольшие колышки, чтобы закрепить ткань. Это предохранит её от скатывания во время прохождения машины с щебнем.

Закупается щебень фракции 20-40 мм (более крупную фракцию брать нет смысла, т.к. неудобно ездить по большим камням, а меньше на первый слой брать не стоит, т.к. он быстро разлетается по сторонам от колес, если только положить его для красоты на слой более крупных камней).

Дорога готова. Теперь сезонная распутица не страшна.

Нормативные требования

Помимо удобства владельцев и внешнего вида, устройство въезда на участок должно соответствовать нормам по СНиП, которые обеспечивают минимальные требования по безопасности и не позволяют создавать помехи для других людей.

Выделяются такие нормируемые параметры:

  • ширина заезда должна быть не менее 4-4,5 м;
  • в месте примыкания въезда к основной дороге предусматривается расширение не менее 8-8,5, что обеспечивает поворот с радиусом не менее 5 м;
  • в кювете проезжей части при организации дренажа используется труба диаметром более 30 см и длиной более 4,5 м;
  • уклон трубы под проезжей частью должен совпадать с уклоном траншеи;
  • въезд на стыке с дорогой должен иметь уровень, совпадающий с уровнем дорожного полотна.

Владелец участка сам определяет устройство въезда, но при этом он не должен ухудшать пропускную способность дороги и не планировать на ней стоянку личного автомобиля. В случае, если участок входит в состав садово-огородного товарищества, то обустройство заезда должно учитывать установленные в нем правила.

Оформляем въезд на свой участок

Въезд на участок для дачного или любого загородного дома производит первое впечатление на ваших гостей и ежедневно создает настроение от удобства вам самому. Обычно его обустройство осуществляется на этапе устройства дорожек, но может иметь и самостоятельный характер.

Возможно ли сделать это быстро, будет ли это дорого? Всё зависит от ваших финансовых возможностей, времени и навыков. Можно сделать всё своими руками, как и при обустройстве сарая на даче. Однако стоит учитывать, что заезд на участок может иметь несколько вариантов строительства. Поэтому нужно рассмотреть все, чтобы выбрать оптимальный для вашей конкретной ситуации.

Дачный входДля чего необходима организация въезда на загородный участок? Если вы являетесь владельцем автомобиля, то заезд на участок нужен обязательно. Его нужно формировать в виде качественного участка дороги для въезда авто, которая сможет выдержать разные погодные условия и служить долгое время владельцам.Дороги к дачным участкам используются для:

  • завоза земли или песка;
  • выгрузки мебели или других предметов внутреннего интерьера;
  • для завоза строительных материалов.

Особенно важен подъезд к участку для садоводов и людей, которые занимаются огородом. Его наличие значительно облегчит вашу участь во многих ситуациях. Вы сможете легко и быстро выполнять нужные дела. А если хотите украсить свой участок, то можете посмотреть как построить патио на даче.

Оформление входа на дачный участок

Если вы иногда проживете за городом и зимой, то наличие заезда обязательно, ведь без него вы не подберетесь к дому. Также въезд на участок необходим для завоза дров. Обустроенный подъезд к вашей даче особенно актуален зимой, когда приходится чистить снег, поскольку ровную, качественную дорожку легче убирать.

Подготовка к строительству дороги

Если вы собираетесь строить небольшую дорогу, можно обойтись элементарным инструментом, таким, как лопата, кирка и лом. Также понадобится тачка для подвоза материалов, рулетка, колья и веревка, чтобы выполнить разметку. Но в том случае, если необходимо построить полноценную дорогу, без спецтехники, конечно же, не обойтись. Придется заказать грузовик, экскаватор и грейдер, также для качественного выравнивания полотна может понадобиться каток.

На подготовительном этапе потребуется:

  • выбрать место для прокладки дороги, проложив маршрут;
  • выполнить разметку.

При выборе расположения будущей трассы нужно принять во внимание рельеф местности и тип грунта. Выбирайте направления, где расположено небольшое количество препятствий, которые потребуется устранять, меньше всего подверженные размывам. Также стоит позаботиться о том, чтобы ваша дорога пролегала в тех местах, которые не могут потребоваться каким-либо органам местного самоуправления для других целей — иначе велик риск, что однажды вам придется распрощаться участком построенной трассы.

Для того, чтобы сделать разметку, можно установить через каждые 10-15 метров колышки, которые отметят края трассы. По мере проведения работ по строительству трассы нужно будет натягивать между ними веревку. Серьезных изыскательских работ с составлением карты рельефа, как правило, не требуется.

Покрытие из брусчатки, дорога из брусчатки

Для устройства покрытия из естественных камней вам понадобится инструмент для колки и обработки камня: небольшая кувалда, зубила, клинья. Из электроинструмента незаменима УШМ («болгарка») или мощный перфоратор с комплектом насадок по камню.

Камни укладывают на песчаную подушку вплотную друг к другу, подтесывая при необходимости. Осаживаются массивным резиновым или деревянным молотком (трамбовкой) до тех пор, пока усадка полностью не прекратится. Швы между камнями просыпаются цементно-песчаной смесью в пропорции 1:5.

Если слабые грунты диктуют значительную глубину корыта, до нужной отметки полотно доводится отсыпкой балласта. При этом сначала укладываются камни крупных фракций, которые затем расклиниваются более мелкими и просыпаются песком (рис. 1).

Порядок бетонных работ

Один из самых надежных и доступных способов обустройства въездной поверхности – заливка бетона. Таким способом делается и сам въезд, и площадка для стоянки (парковки). При проведении бетонирования соблюдается такой порядок:

  1. Грунт снимается на глубину до 30 см, а дно трамбуется.
  2. Засыпается подушка из песка и щебня толщиной 25-35 см с уплотнением.
  3. Поверх подушки укладывается готовая стальная армирующая сетка или монтируется армирующий слой из стальной арматуры диаметром не менее 8-10 мм с укладкой в виде сетки с ячейками размером не более 20-25 см.
  4. Приготавливается раствор из цемента марки не ниже М300 (1 часть), песка (3 части) и щебня (3-4 части).
  5. Заливается бетонный раствор толщиной не менее 12-15 см с тщательным уплотнением. Поверхность выравнивается и проверяется строительным уровнем.

На бетонной поверхности не должно быть впадин, в которых будет накапливаться вода. Въезд делается с небольшим уклоном от центральной линии для стекания осадочной влаги.

Порядок выполнения работ по бетонированию

Одним из самых надежных и простых способов обустройства въезда – это заливка бетоном. Таким образом вы сделаете и въезд, и площадку для парковки/стоянки. При выполнении бетонирования соблюдайте следующий порядок:

  1. Снимите грунт на глубину 20-30 см, а дно утрамбуйте.
  2. Засыпьте подушке из щебня и песка, ее толщина должна быть от 25 до 35 см (после уплотнения).
  3. Поверх подушки уложите готовую стальную армирующую сетку или установите армирующий слой из стальной арматуры с диаметром не меньше 1 см с укладкой в виде сетки и ячейками не больше 25 см.
  4. Сделайте раствор из цемента, причем его марка должна быть не ниже М300 (1 часть), песок (3 части) и щебень (4 части).
  5. Залейте полученным бетонным раствором с толщиной не меньше 12-15 см заезд и тщательно уплотните. Поверхность следует выровнять и проверить при помощи строительного уровня.

На поверхности бетона ни в коем случае не должно быть впадин, в которых будет скапливаться вода. Желательно сделать въезд с небольшим уклоном от центральной линии, чтобы осадочная влага стекала.

Правовые вопросы, связанные со строительством грунтовой дороги своими руками

Если вы собрались строить грунтовую дорогу, стоит принять во внимание, что соответствии с законодательством Российской Федерации местные администрации обязаны поддерживать дороги в пригодном для использования состоянии.

Поэтому вы можете подготовить обращение в прокуратуру для признания незаконным бездействия органа местного самоуправления, который не выполняет свои обязанности по поддержанию дорог в надлежащем состоянии. В заявлении укажите, что такое бездействие несет в себе угрозу для здоровья, жизни и имущества граждан:

  • возникает угроза неприбытия в случае необходимости полицейских нарядов для защиты правопорядка;
  • из-за отсутствия дороги не сможет вовремя доехать скорая для оказания экстренной медицинской помощи;
  • а в случае возникновения пожара к постройкам не доедут пожарные.

Таким образом вы сможете рассчитывать на получение компенсации. Из местного бюджета вам будет выплачена часть суммы, необходимая для строительства грунтовки — к примеру, 50%. Также есть вероятность, что вам удастся получить все 100%, но это, как правило, оказывается сложнее и занимает больше времени.

Ремонт дорожного полотна

Однако мало построить грунтовую дорогу, соблюдая правильную технологию. Проезжающие по ней автомобили и различные неблагоприятные факторы, такие, как атмосферные осадки, неизбежно будут месяц за месяцем ухудшать ее состояние. В итоге она может совершенно прийти в негодность и стать непроходимой.

Для того, чтобы этого не случилось, дорожному полотну потребуется ремонт, причем делать его лучше регулярно. Другими словами, не стоит ждать, пока оно будет совершенно разбито, чтобы приступать к его восстановлению — лучше раз в месяц выделять немного времени, чтобы привести трассу порядок. Сделать это также можно делать своими руками.

Ремонт дорожного полотна предполагает:

  • срез колеи;
  • формировку уклона, чтобы на дороге не застаивалась вода;
  • чистку кюветов, чтобы вода как можно быстрее уходила с дорожной насыпи.

Вообще ремонт полотна можно произвести разными способами. При этом использовать специальную технику, предназначенную для обслуживания грунтовок, совсем не обязательно. К примеру, грунтовку можно поддерживать в отличном состоянии с помощью тяжелой дисковой бороны — такой ремонт дорожного полотна позволит устранить все неровности не хуже, чем ремонт с использованием бульдозера.

Таким образом дорогу можно будет поддерживать в хорошем состоянии долгие годы с минимальными денежными и временными затратами. В случае, если вы будете регулярно выполнять ремонт полотна, грунтовая дорога, которую вы сделали своими руками, будет верой и правдой служить много лет и даже десятилетий.

Спецтехника для строительства дороги за городом:

  • Срезка грунта и выравнивание поверхности грунта – автогрейдер
  • Выравнивание и распределение песка – автогрейдер
  • Трамбовка песка – грунтовый каток
  • Выравнивание и распределение щебенки — автогрейдер
  • Трамбовка щебенки – грунтовый каток
  • Устройства асфальтобетонной смеси– асфальтаукладчик, каток
Наименование работЕд. изм.Кол-воЦена за ед. изм.Итого
123456
1Планировка площадей механическим способомм21000,00
2Укладка Геотекстилям21000,00
3Геотекстильм21000,0015,0015000,00
4Устройство подстилающего слоя основания из песка толщиной 20 см с уплотнениемм21000,00
5Песокм3200,00800,00160000,00
6Укладка Геотекстилям21000,00
7Геотекстильм21000,0015,0015000,00
8Устройства основание из щебня с последующим уплотнением 20 см толщинам31000,00
9щебень мелкой фракциим3100,002600,00260000,00
10щебень крупной фракциим3100,002600,00260000,00
11Устройства покрытий из горячих асфальтобетонных смесей толщина 5 смм21000,00
12Асфальтобетон мелкозернистыйт100,002900,00290000,00
13Аренда автогрейдерсмена2,0019000,0038000,00
14Аренда грунтовый каткасмена2,0012000,0024000,00
15Аренда асфальтного каткасмена1,008000,008000,00
16Аренда асфальтоукладчикасмена1,0036000,0036000,00
17Доставка техникиуслуга1,0035000,0035000,00
Итого работы:
Итого Материалы:1 000 000,00
Итого Техника:141 000,00
ИТОГО ПО СМЕТЕ :1 141 000,00

Спецтехника для строительства дороги из плит:

  • Выравнивание поверхности грунта – Бульдозер
  • Распределение песка – Бульдозер
  • Трамбовка песка – Грунтовый каток
  • Монтаж железобетонных плит – Автокран
Наименование работЕд. изм.Кол-воЦена за ед. изм.Итого
123456
1Планировка площадей механическим способомм21000,00
2Укладка Геотекстилям21000,00
3Геотекстильм21000,0015,0015000,00
4Устройство подстилающего слоя основания из песка толщиной 20 см с уплотнениемм21000,00
5Песокм3200,00800,00160000,00
6Устройства дорожных плитшт.190,00
7Плита дорожная 2П30-18.30 (3х1,75) Н30 (ТУ)м3190,005250,00997500,00
8Аренда бульдозеорасмена2,0018000,0036000,00
9Аренда Грунтовый катоксмена2,0012000,0024000,00
10Аренда автокранасмена2,0013000,0026000,00
11Доставка материаловуслуга1,0026000,0026000,00
Итого работы:
Итого Материалы:1 157 500,00
Итого Техника:88 000,00
ИТОГО ПО СМЕТЕ :1 284 500,00

Спецтехника для строительства дороги на даче:

  • Срезка грунта и выравнивание поверхности грунта – автогрейдер
  • Выравнивание и распределение песка – автогрейдер
  • Трамбовка песка – грунтовый каток
  • Выравнивание и распределение щебенки — автогрейдер
  • Трамбовка щебенки – грунтовый каток
  • Выравнивание и асфальтовая крошка – автогрейдер
  • Трамбовка асфальтной крошки — каток

Перед трамбовкой песок нужно смочить водой. Также в целях экономии можно использовать в место грунтового катка загруженный самосвал, конечно не такой эффект, но так некоторые подрядчики делают, самосвал несколько раз ездит по песку и щебенке, тем самым утрамбовывает дорогу.

Наименование работЕд. изм.Кол-воЦена за ед. изм.Итого
123456
1Планировка площадей механическим способомм21000,00
2Укладка Геотекстилям21000,00
3Геотекстильм21000,0015,0015000,00
4Устройство подстилающего слоя основания из песка толщиной 20 см с уплотнениемм21000,00
5Песокм3200,00800,00160000,00
6Укладка Геотекстилям21000,00
7Геотекстильм21000,0015,0015000,00
8Устройства основание из щебня с последующим уплотнением 20 см толщинам31000,00
9щебень мелкой фракциим3100,002600,00260000,00
10щебень крупной фракциим3100,002600,00260000,00
11Устройство выравнивающего слоя из Асфальтовая крошка 5 смм21000,00
12Асфальтовая крошкам350,001250,0062500,00
13Аренда автогрейдерасмена2,0019000,0038000,00
14Аренда грунтовог коткасмена2,0012000,0024000,00
15Аренда каткасмена1,008000,008000,00
16Доставка техникиуслуга1,0029500,0029500,00
Итого работы:
Итого Материалы:772 500,00
Итого Техника:91 500,00
ИТОГО ПО СМЕТЕ :872 000,00

Способ 2: засыпка щебнем

Засыпанная щебнем дорога к даче – вариант часто встречающийся в сельской местности и частных кооперативах. Её не размывает водой, засыпка выдерживает нагрузку даже от нечастого передвижения большегрузов. Полотно будет служить долго, если уложить его по правильной технологии.

Как сделать дорогу:

  1. Первым делом необходимо снять верхний слой грунта: он самый рыхлый и непригодный для устройства покрытия. Срезают почву грейдером или бульдозером. Толщина слоя определяется индивидуально, в среднем – 20-30 см.
  2. Выстилка геотекстиля под первый и последующий слои пирога дороги обязательна: он укрепляет основание.
  3. Переходим к обустройству песчаной подушки: она дренирует поступающую воду и не дает покрытию размыться, изменить форму. Следует выбрать крупный песок, отсыпать на поверхность будущей дороги слой минимум 20 см и хорошо его уплотнить.
  4. Теперь выкладываем первый слой (10-20 см) крупного щебня фракции 40-70 мм. Сюда можно добавить бой бетона и кирпича. Поливаем, уплотняем его и сверху закрываем геотекстилем или специальной дорожной сеткой. Этого можно не делать, но с ткань лучше держит камни на месте и полотно будет держаться крепко.
  5. Второй слой щебня помельче (20-40 мм) засыпаем поверх первого и так же поливаем, уплотняем, закрываем геотекстилем.
  6. Далее загоняем на участок грейдер и выравниваем плоскость полотна по проекту.
  7. Теперь укрепляем поверхность дороги мелкой щебенкой 5-20 мм и укатываем ее. Она заполнит пространство между крупными частицами и сделает передвижение по полотну комфортным.

Стоимость 100 метров такой дороги выходит около 20-30 тыс. руб. Можно сэкономить и обойтись одном слоем щебня, но такое покрытие постоянно придется обновлять. Его стоимость составит 15 000 руб. за 100 погонных метров.

Способ 5: брусчатка и плитка тротуарная

Это эстетичные виды дорожного покрытия, идеально подходят для обустройства подъезда к участку до входной двери.

Если сравнить брусчатку и плиту, можно прийти к выводу, что это примерно одно и то же изделие: нет четкого распределения по форме и толщине, цвету. Основное отличие заключается в несущей способности элементов:

  • Плитка подходит для покрытия тротуаров и проездов для легких автомобилей;
  • По брусчатке может ездить тяжелая техника, покрытие при этом не портится.

Вывод: для подъезда к территории и между участками целесообразно выбрать брусчатку. Лучше, если она будет вырезана из цельного камня твердых пород. Плитка идеальна для садовых дорожек, придомовой территории и зон отдыха. Владельцы частных домов, выбравшие брусчатку в качестве покрытия дороги до участка, используют ее и для строительства полотна придомовой территории – изделие ничем не уступает плитке по эстетическим свойствам.

Что понадобится для укладки плитки и брусчатки:

  • Цементно-песчаный раствор, который можно приготовить прямо на строительной площадке;
  • Лопаты штыковые и совковые;
  • Болгарка со сменными дисками для пиления бордюра и брусчатки при необходимости;
  • Рулетка;
  • Гидроуровень;
  • Грабли;
  • Гладилка для песка, можно заменить доской с приколоченной ручкой;
  • Кельмы;
  • Молоток резиновый для фиксации брусчатки. Обычный не подойдет.
  • Емкость для смешивания компонентов;
  • Поливочный шланг с насадкой-дождиком;
  • Виброплита для уплотнения грунта и песка.

Устройство въезда под уклоном

Как дешево построить дорогу в поле для легковых автомобилей / Экопо…
Заезд на участок нередко осложняется наличием уклона вверх или вниз.
В этом случае надо исключить самопроизвольное движение машины и увеличить сцепление ее колес с дорогой.

Самый распространенный способ обустройства такого въезда – использование принципа пандуса с максимальным наклоном 23-24 градуса.

Изготовление въездного пандуса осуществляется в таком порядке :

  1. Грунт на поверхности срезается с формированием ступенек.
  2. По бокам въезд ограничивается бетонными стенками (бордюрами). Для этого монтируется опалубка, устанавливается армирующая сетка и заливается бетон.
  3. Между бордюрами засыпается щебень слоем толщиной 12-18 см с формированием нужного уклона и тщательным уплотнением.
  4. Поверхность въезда заливается бетоном толщиной не менее 10 см.

Рекомендуем: Достоинства и недостатки теплицы из поликарбоната. Как построить своими руками из разных материалов?

При желании сверху можно наложить финишной покрытие. Один из самых привлекательных вариантов – брусчатка из тротуарной плитки.

Устройство въезда с уклоном

Нередко заезд на участок осложнен наличием уклона вниз или вверх. В таком случае следует исключать самопроизвольные движения машин и увеличить сцепление колес с поверхностью дороги. Самым распространенным способом решения данной проблемы является использованием принципа пандуса , максимальный наклон которого 24 градуса.

Изготовление пандуса для въезда проводится в следующем порядке:

  1. Землю с поверхности срежьте с формированием ступенек.
  2. По бокам въезд ограничен бордюрами (бетонными стенками). Для этого сделайте опалубку, установите армирующую сетку и залейте бетон.
  3. Между бордюрами засыпайте щебень, причем толщина его слоя должна быть от 12 до 18 см с формированием требуемого уклона и хорошим уплотнением.
  4. Поверхность заезда залейте бетоном, толщина должна быть не меньше 10 см.

Если есть возможность, сверху можно наложить финишное покрытие. Самым привлекательным вариантом является брусчатка из тротуарной плитки.

Устройство грунтовой дороги и необходимые материалы

Грунтовку можно сделать из природного грунта или грунта с добавлением других материалов. В российской классификации такие дорогие принято делить на три основные группы:

  • лесные и полевые дороги;
  • не улучшенные проселочные дороги;
  • улучшенные дороги.

Первые два типа предполагают исключительно использование природного грунта — того, который присутствует в вашем регионе и в выбранной для сооружения дороги местности. При строительстве улучшенной дороги проезжая часть дополнительно укрепляется с помощью различных добавок — таких, как гравий, шлак и другие. Вообще же при строительстве грунтовок широко используются песок и щебень.

Еще один материал, необходимый для создания качественной грунтовки — дорожное полотно (геотекстиль, дорнит). Оно представляет собой нетканый материал из полиэфира или полипропилена, который укладывается в качестве одного из нижних слоев покрытия. Дорнит действует как армирующий материал, а также как пароизоляция — влага через него проходит только в одну сторону.

Улучшенная грунтовая дорога состоит из трех основных частей:

Участок у дороги — подскажите пожалуйста идею бизнеса

Собственно есть участок 17 соток вдоль достаточно оживленной дороги, конечно не трасса М4 но и не дорога к заброшенному хутору. Пригород Воронежа 4-6км,

ни на что из перечисленного вам лаве теперь не хватит! Нужно на ту же баню, минимум раза в четыре больше! Попробуйте теплицы на всю площадь, или кроличью/птичью мини ферму. Несколько лет назад до кризиса стал обладателем подобного с географической точки зрения актива, только у меня не 17 сот, а 0,72 Га.., также вдоль трассы.

1 думал сделать семейную бузу отдыха с маленькими типа пляжными домиками для круглогодичного проживания, с бассейном в центре, с теннисным кортом, зоной барбекю. Куда люди могли бы приезжать со своими продуктами и прочим. А платили бы за нахождение на территории за час с человека.

2 Построить жилые с мансардами боксы на четыре секции каждая, типа жактовских домов (это местный сленг), так, что общий фундамент и крыша(себестоимость строительства так дешевле), и распродать с клочком земли для авто и грядки-клумбы для одной семьи на секцию.

Вы подумайте будете ли заморачиваться с этим бизнесом или есть смысл вложится и продать получив приличный доход, и деньги еще во что другое. У вас два сдерживающих фактора:

1 маленький участок

2 мало денег, с такой суммой, не обижайтесь, не каждый решится начать даже строительство дачного дома..

кредит сейчас брать нельзя!

Попробуйте завести птицу. Года полтора назад в Азове купил швейную машинку для коллекции у одного мужичка, так тот, мне стал хвастать своим подворьем, у него несколько сотен кур(что-то штук 600 как сейчас вертится в голове) в совсем маленьком сарае, и живет он с семьей только с этого.

И живет зажиточно, а кормит их с того, что по утрам ездит к элеватору и сметает в мешки то, что сдуло с машин. Просчитайте что к чему, курятник и ячейки для кроликов можно сделать самому, только проштудируйте момент с чем придется столкнуться в плане разрешений и согласований, и в какую обертку для государства это лучше завернуть..

Этапы строительства грунтовой дороги своими руками

Рассмотрим вариант устройства качественной грунтовки:

  • если дорога строится через поле, первым делом необходимо снять верхний плодородный слой в 20-30 см, сделав корыто;
  • после этого нужно завезти речной песок и насыпать его так, чтобы он возвышался над уровнем земли на 10 см;
  • следующий шаг — укладка дорожного полотна;
  • после него насыпается 15 см песка;
  • после этого дорогу нужно утрамбовать катком и пролить водой;
  • далее сверху насыпается слой щебня, и дорога снова укатывается;
  • последний шаг — устройство откоса с канавой.

После завершения всех работ получается дорога, которая возвышается над уровнем земли на 25-35 см. Как нетрудно понять, обойдется такой вариант с песком и щебнем недешево, однако и служить эта дорога будет долго.

В чуть более простом варианте сооружение грунтовой дороги проходит в четыре этапа:

  • сначала нужно снять верхний плодородный слой почвы;
  • затем по сторонам от дороги необходимо вырыть канавы для отвода воды;
  • после этого надо насыпать песок;
  • сверху поверх него укладывается слой щебня, который можно запрессовать катком или груженым тяжелым автомобилем.

В некоторых местах может понадобиться укладка под дорожное полотно труб для прохода воды. Они должны быть достаточно широкими, при этом лучше, если длина такой трубы будет на 3-4 метра больше ширины самой дороги — к примеру, под шестиметровую грунтовку нужно укладывать трубы длиной 10 метров.

Оптимальная глубина корыта зависит от типа грунта в местности, где строится дорога. Чем слабее земля, тем глубже оно должно быть. Но верхний слой с дерном толщиной 10-15 см снять нужно в любом случае. Уложенный в корыто геотекстиль защитит его от повреждений и сделает дорогу более долговечной.

Читайте также:  Как построить каркасную баню своими руками — пошаговая инструкция с фото, видео и чертежами

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *