Автоматические (с электроприводом)
Движение створок осуществляется за счет работы электромеханизма. Управление выполняется дистанционно с помощью специальной панели, пульта.
Любые механические ворота получится автоматизировать. Но для этого необходимо на этапе строительства забора предусмотреть расположение электрической проводки.

Не рекомендуется ставить на участках, где есть перебои с подачей электроэнергии.
Бетонируем фундамент для откатных ворот
Подготовка металлоизделий в принципе завершена, можно переходить к новому этапу работ. Необходимо залить фундамент для откатных ворот своими руками. Стандартно лучше брать марку бетона М200. Готовим смесь: 1 ведро цемента, песка – 3 в, щебня – 5 в. (фракция 5-20 или 20-40). Учитывая общий объем замеса использовать 20% воды.
Дождитесь нормальной температуры, потому что в мороз придется использовать дополнительные добавки против заморозки. Если температура на улице нормальная плюсовая, можете приступать к процессу бетонирования.
Прежде чем залить бетоном фундамент для откатных ворот своими руками, еще раз убедитесь, что все конструкции из металла в приямках не сместились и надежно расположены. Под весом бетона они могут сместиться, убедитесь, что это не произошло. Используя уровень, проверьте насколько установка получилась ровной, проверяя горизонтально и вертикально.
Швеллер – ровно на уровне поверхности горизонта, если проезд не готов, рассчитайте расстояние верха. В идеальном варианте – между створкой и поверхностью должно оставаться 7 см, чтобы в снежную погоду ворота, когда двигаются, не сунули снег.
Совет. Конструкция откатных ворот своими руками должна быть прочной, не забывайте при заливке каждой порции смеси, постоянно трамбовать бетон, чтобы избежать образования пустот.
Когда бетонирование завершено, можете приступить к выравниванию, чтобы удалить все неровности. Если на улице очень жарко, бетон следует защитить от трещин, накрыв его. Пару раз в день поливайте его водой.
Пока бетон набирает свою прочность, можете неделю отдохнуть. Это настоятельная рекомендация, если ваша цель – надежные и прочные ворота.
Виды откатных ворот
По устройству откатные ворота могут быть консольными или перемещающимися по верхней или нижней направляющей. Те, что двигаются по направляющим, более надежны в эксплуатации, проще в исполнении, а значит — дешевле. Но у них есть ряд не слишком практичных нюансов.
Ворота, откатные по рельсу
Откатные по рельсу
Самый простой вариант, когда створка движется по нижней направляющей, — ворота, откатные по рельсу. На земле поперек проема укладывается рельс; створка ворот имеет в нижней части роликовые каретки, опирающиеся на этот рельс и двигающиеся по нему. Верхняя часть створки удерживается скобой с роликом, укрепленной на воротном столбе.
Схема откатных ворот с нижним рельсом. Фото с сайта mehanol.ru
Конструкция проста, там практически нечему ломаться. Подобные ворота требуют небольшого пространства для отката створки — только на величину самой створки.
Сплошные плюсы!
Скоба с роликом, удерживающая створку
Однако существуют некоторые ограничения при использовании:
- предпочтительнее, если ворота имеют не глухую, а решетчатую конструкцию для снижения ветровой нагрузки;
- необходимо следить, чтобы в рельс на земле не набивался мусор (например, опавшие листья);
- если вы живете в регионе со снежными зимами, то эксплуатация такой конструкции зимой значительно осложняется. А если в свой загородный дом зимой вы наведываетесь лишь время от времени, будьте готовы по приезде провести некоторое время перед воротами, откапывая заметенный снегом и обледеневший рельс.
Откатные ворота на рельсе предпочтительнее в южных регионах, где зимы малоснежны или вообще снега не бывает
Консольные
В описанных выше типах откатных ворот каретки с роликами закреплены на створке, а направляющая, по которой скользит вся эта конструкция, неподвижна — уложена на земле или закреплена на двух опорах на воротных столбах. В консольных воротах все наоборот: роликовые каретки стационарны, а направляющий рельс — это часть створки ворот, и движется он вместе с ней.
Откатные ворота на консоли
Такой тип ворот самый сложный в воплощении, особенно для самостоятельного изготовления, но он лучше всего подходит для климата большей части нашей страны. Створка может быть расположена очень низко (например, чтобы собаки не смогли пролезть под воротами). Однако наметенные снежные сугробы любой высоты не станут большим препятствием для ее движения, так как она не контактирует с землей.
Кроме более сложной конструкции, к минусам откатных консольных ворот можно отнести:
- необходимое большое пространство для отката. Оно равно размеру самой створки плюс длине противовеса консоли — «мертвая» зона оказывается шире проезда в 1,5-2 раза;
- сложнее перекрывать очень большие проемы. Это связано с увеличением веса ворот, а значит, требуются более мощные опоры и конструктивные элементы, которые, в свою очередь, тоже увеличивают общий вес;
- рельеф на участке в зоне ворот тоже будет служить помехой для открывания.
Консольные откатные ворота
Консольная балка может размещаться в 3 положениях: в нижней, средней или верхней части створки.
Изготовление полотна откатных ворот
При изготовлении полотна ворот, если нет достаточных навыков в сварке металлов, лучше обратиться туда, где специалисты в мастерской по нужным размерам изготовят их. Откатные ворота – это достаточно габаритная конструкция и в домашних условиях будет трудно обеспечить расположение всех деталей в одной плоскости, что крайне необходимо. Еще одним плюсом изготовления ворот в мастерских является то, что грунтовку и покраску можно произвести компрессором, а это дает более качественное покрытие. Но если все-таки есть желание все сделать самому, то это вполне по силам.
Один из возможных вариантов полотна ворот изображен на рисунке. Основной каркас изготавливается из профильной трубы 60*40 мм, а ребражесткости и внутреннее заполнение – из трубы 20*40 мм.
Несущая балка, которая находится снизу чертежа, имеет длину 6 метров и она должна привариваться к воротам, поэтому настало время приобрести набор комплектующих для откатных консольных ворот и профильные трубы для изготовления полотна.

Фурнитура для откатных ворот в широком ассортименте представлена в различных магазинах и на строительных рынках. Она есть как российского производителя, так и импортная. При покупке фурнитуры нужно учитывать вес будущего полотна ворот и размер проема.
В стандартный набор для ворот входит:

- Направляющая балка 71*60*3,5 мм, длиной в 6 метров.
- Две роликовые опоры.
- Концевой ролик.
- Нижний ловитель концевого ролика.
- Верхний ловитель.
- Направляющее устройство с двумя роликами.
- Две заглушки на балку.
Для сварки ворот понадобится сделать монтажный стол, состоящий из трех подставок одинаковой высоты. В качестве подставок могут быть вбитые в землю колья на одном уровне и уложенные сверху доски. Главное, чтобы все три подставки лежали в одной горизонтальной плоскости.
Другим вариантом импровизированного монтажного стола могут быть уложенные на землю и выставленные в один уровень брусья или строительные камни.

Профильная труба, купленная на металлобазе, редко не имеет очагов коррозии, поэтому перед тем, как изготавливать ворота, следует тщательно очистить от пятен ржавчины и загрязнений все трубы. Это удобнее всего делать болгаркой со специальным шлифовальным диском.

Согласно чертежу нарезаются профильные трубы 60*40 мм для основного каркаса ворот. При этом надо стараться делать так, чтобы при сварке не оставалось отверстий для доступа во внутреннюю полость трубы. Разметку надо производить рулеткой и угольником, а резку – болгаркой с отрезным диском, а лучше — нарезной машиной, позволяющей точно соблюдать все углы.
На монтажной поверхности раскладываются трубы, руководствуясь чертежом, проверяется соответствие размерам и перпендикулярность, а затем последовательно прихватываются все швы. После проверки размеров и плоскости обвариваются все соединения труб сплошным швом.

Нарезаются по размерам профильные трубы 40*20 мм для ребержесткости, которые затем прикладываются к внутренней поверхности основного каркаса, стягиваются струбцинами и точечно прихватываются. Так собирается весь внутренний каркас.
После проверки соответствия размерам на чертеже, проверки диагоналей прямоугольной части ворот, плоскости конструкции, обвариваются все швы.
На соединениях труб внутреннего каркаса между собой накладываются сплошные швы, а для соединения боковых поверхностей основного каркаса с внутренним делаются швы 10—15 мм с интервалом в 400—500 мм. Сварку нужно производить в шахматном порядке, чтобы от излишнего перегрева в одном месте не «повело» всю конструкцию.
К нижней поверхности ворот приваривается направляющая балка. Для этого она крепится струбцинами, проверяется соответствие осей полотна ворот и балки, а затем швами 30—40 мм через 400—500 мм приваривается. После этого болгаркой зачищаются все швы.
Для грунтовки и окраски ворота надо установить в положение, близкое к вертикальному. Лучше всего использовать автомобильную антикоррозийную грунтовку, которую надо нанести в два слоя. Предпочтительней это сделать компрессором и распылителем, но и кистью тоже можно, но это будет дольше, и качество покрытия будет хуже.
Особое внимание надо уделить к тому, чтобы грунтовкой пролить щель между балкой и воротами. Также уместно будет укрыть эту щель «колбасками» акрилового герметика. После этого ворота можно целиком красить в два слоя. Внутреннюю поверхность несущей балки красить ни в коем случае не надо!

После полного высыхания краски на воротах можно смонтировать облицовку, наиболее предпочтительная из которых – это профнастил, так как он сочетает легкий вес, прочность, красивый внешний вид и разумную цену.
Как рассчитать фундамент под крепление для консольной балки
Сложного при расчете ничего нет. Фундамент по длине равен почти половине длины пролета. Если пролет 4 метра (ширина проезда или расстоянием между столбами), то фундамент должен быть 1,8-2 м. Ширина его 40-50 см, глубина — ниже глубины промерзания грунта для региона.

Котлован выкапывают еще на 10-15 см глубже — под гравийно-песчаную подушку. Этот фундамент армируют (по типу ленточного), в верхней его части к арматуре приваривается швеллер (18 или 20) и все это заливают бетоном. Швеллер выставляется в «нулевой» уровень, то есть он должен стоять на одном уровне с уровнем грунта или материалом, которым отделан двор.

Есть более дешевый и быстрый вариант, но по надежности он уступает описанному выше. В грунт вкручивают три винтовых металлических сваи, к ним приваривают швеллер.
Как сделать консольные откатные ворота
Эта конструкция хороша тем, что над проездом нет балок. Но она — самая дорогая в устройстве. Дело не столько в системе роликов, сколько в необходимости устройства фундамента с металлическими закладными, к которым затем будет крепиться консольная балка.

Даже если делают консольные откатные ворота своими руками, комплект, состоящий из направляющей балки, роликов, концевых роликов и уловителей покупают обычно в фирме. Все запчасти рассчитываются исходя из размеров полотна, материала каркаса и типа обшивки: вес имеет существенное значение. Потому желательно со всеми этими параметрами определиться заранее.
Зная длину несущей балки, вы сможете рассчитать необходимый размер фундамента. По типу — это ленточный фундамент, котлован под него копают ниже глубины промерзания грунта (для каждого региона она своя), в который закладывают армированные опоры под пластины с роликами, а также устанавливают стойки. К этим стойкам затем крепится комплект верхних роликов, удерживающих полотно и не дающих ему раскачиваться.
Конструкции
По типу откатные (сдвижные, раздвижные) ворота бывают:
- Консольными — с балкой, один конец которой закреплен, второй висит в воздухе. Балка имеет П-образный профиль со ступеньками внутри. По ней внутри перемещаются ролики. Вся нагрузка от дверного полотна через ролики передается на балку.
По месту ее расположения они бывают:
- с нижней балкой;
- средней балкой;
- верхней балкой.
- Подвесные. В этой конструкции тоже есть балка, но она опирается на оба столба по сторонам от ворот. Она тоже имеет особое строение, похожее на букву «П» только с загнутыми внутрь краями. Внутри также имеются ролики, на них висит полотно ворот. Так полотно и перемещается.
Подвесная конструкция - Откатные по рельсу. В грунте монтируется рельс, на нижнюю часть створки ворот прикрепляются ролики. Полотно катается по направляющей. Конструкция самая простая, но ее минус в том, что рельс и сами ролики забиваются снегом, грязью, листьями.

Место расположения консольной балки
Как уже говорилось выше, консольная балка может быть в нижней части створки ворот, посередине или сверху. Наиболее распространенный (но не самый лучший) — вариант с нижним расположением, как на на схеме выше, хотя тут много положительных сторон.
Действительно, при нижнем расположении нагрузка от веса створки на балку меньше. Ниже и нагрузка на фундамент, ведь чем выше поднят центр тяжести, тем мощнее должна быть опора. И внешне сама конструкция ворот выглядит более эстетично: движущиеся механизмы кареток прячутся внутри направляющей балки, а сама она не слишком выделяется из каркаса ворот.
Привод откатных ворот с нижней направляющей расположен близко к земле
Однако при таком расположении направляющей балки практически на земле устанавливается и механизм, приводящий в движение створку. А значит, он больше подвержен воздействию неблагоприятных условий: летом заливается дождем и забрызгивается грязью, зимой засыпается снегом.
В холодное время года возникает еще одна проблема — застывает смазка роликов. В стандартный комплект для нижней балки входят 2 каретки с 8 роликами в каждой. Затрудненное движение механизма повышает нагрузку на электромотор привода. Количество роликов, а значит, мест, требующих смазки, можно уменьшить, увеличив их диаметр. Таким образом облегчается передвижение створки ворот в любое время года, и увеличивается ресурс привода.
Обшивка полотном
Для дачного ограждения в качестве материала рамки берут профтрубу размерами 60*40*2 мм, для обрешетки хватит трубы 20*20*1,5 мм.
Все элементы рамки привариваем между собой. Направляющий профиль привариваем к уже готовой рамке в последнюю очередь.
Если вы хотите выполнить обшивку ворот быстро и дешево, то берите профлисты. Их можно заказать уже нарезанными по индивидуальным замерам или купить стандартными и разрезать самостоятельно.
Красивые конструкции получаются с применением:
- художественной ковки;
- металлической филенки;
- натурального дерева;
- сэндвич-панелей.
Отделка тяжелыми материалами потребует покупки усиленного комплекта фурнитуры весом от 700 кг, направляющей консоли 86*94*5 мм.
Для обшивки профнастилом хватит стандартного набора.
Монтаж материала проводится в такой последовательности:
- Первый лист вкладываем внутрь сваренной рамки. Фиксируем к обрешетке саморезами.
- Второй прикладываем внахлест к предыдущему на одну волну.
- Процедуру повторяем до полного заполнения рамки.
- Как альтернативу саморезам применяем клепку.
При обшивке металлической филенкой материал клепается или приваривается к обрешетке.
Определение возможности установки откатных ворот
Даже при огромном желании и недюжинных финансовых возможностях владельца участка установить откатные ворота, могут сложиться такие ситуации, когда установка либо невозможна, либо сильно затруднена. Какие это ситуации?

- Откатные ворота двигаются по прямой линии, значит, и необходимый участок свободного места забора тоже должен быть прямым.
- В месте, где будут двигаться ворота не должно быть никаких неровностей рельефа, которые помешают свободному перемещению ворот.

Если таких сложных ситуаций на участке нет, то можно приступать к устройству откатных ворот своими руками.
Определение границ положения, сборка роликовых опор
Чтобы начать собирать роликовые опоры (каретки), отмечаем точки их крепежа:
- От наружной части стойки забора, которая выступает ограничителем проезда, отступаем 15 см и опускаем перпендикуляр по закрепленной ранее веревке до пересечения с закладной. Это точка для монтажа первой каретки.
- Берем общую длину откатных створок. Отнимаем от нее 100 мм. Полученный результат прокладываем от края стойки забора через весь проезд. Опускаем перпендикуляр до пересечения с закладной. Здесь ставим отметку для монтажа второй каретки.
Рекомендуется в качестве вспомогательного элемента использовать регулировочные пластины. Это позволит без вреда для всего механизма исправить возможные погрешности в расчетах.
В соответствии с полученной разметкой, крепим пластины, сваривая аккуратно методом прихвата. Сверху ставим каретки.
Полотно ворот ставим на ролики. Таким образом проверяем, верны ли расчеты.
При отсутствии ошибок далее мы должны:
- Снять полотно с кареток.
- Аккуратно открепить каретки от пластин.
- Надежно приварить регулировочные пластины к закладной.
- Установить и зафиксировать роликовый механизм.
- Закатить на них обратно полотно створок.
- Попробовать закрыть ворота.
- Проверить уровнем горизонталь.
Если у вас нет навыков работы со сварочным аппаратом, стоит обратиться к специалистам.
Откатные ворота своими руками: фотоотчет с пояснениями

Ворота ставились в Москве, соответственно цены — столичные. Ставили их в 2023 году, с тех пор комплекты сильно подешевели. Например, «свежая» цена привода для полотна весом не более 400 кг (есть до 1,2 т) — около 100$, но это — бюджетный вариант. Во времена строительства приобретены комплектующие фирмы Rolling Center (лучшие тогда на рынке) с ведущей балкой длиной 6 метров. Были также заказаны отдельно верхний ловитель и кронштейн. Все с доставкой обошлось около 600$.
Также были куплены следующие материалы:

Первым делом сварили каркас для ворот с противовесом. Раму (черным цветом) делали из профильной трубы 60*40 мм, перемычки и внутренний каркас (сиреневый) из трубы 40*20 мм. Внизу приварена направляющая балка разрезом вниз.

Внутренний каркас варили с отступом от края — по 20 мм с каждой стороны. Так удобнее потом крепить профлист, при желании можно и изнутри обшить.

Сначала залили фундамент. В него установили арматуру, сверху швеллер спинкой вверх. Вплотную к швеллеру две стойки из профилированной трубы 80*60 мм. Одна стойка примыкает к столбу, вторая выставлена вертикально на расстоянии 120 см. На них потом навешиваются ролики, которые придерживают полотно сверху. С другой стороны, вдоль ответного столба установили швеллер 180 мм.

На ответной части к швеллеру вверху и внизу закреплены уловители, которые не дадут воротам болтаться при ветре.

Следующий шаг — установка пластин с роликами. Они крепятся к закладным. В данном случае это швеллер, потому пространство получилось большое. Когда делали фундамент, его сделали слишком высоким, потому пластины приваривались непосредственно к закладной.

Готовый каркас ворот просто накатывают на закрепленные ролики.

После установки на опорную балку с обоих концов надевают заглушки. С дальней стороны устанавливается еще упорное колесо, которое в закрытом положении заезжает в нижний уловитель, приподнимая ворота и снимая нагрузку с роликов.

Теперь, чтобы ворота не «гуляли» в верхней части (они сейчас ничем не закреплены), к стойкам (80*60 мм) крепят комплекты верхних роликов — по одному на стойку. Их практически надевают на раму. Теперь имеющиеся внутри ролики будут придерживать ее вверху.

Все, откатные ворота своими руками собраны и готовы к эксплуатации.

Если остались вопросы, посмотрите видео. В нем собирают готовый комплект, весь процесс станет понятнее.
Откатные по рельсу ворота
Это самая простая конструкция откатных ворот и теоретически самая надежная. Полотно ворот, стоящее на роликах, ездит по специальному рельсу, находящемуся на поверхности. Ворота еще поддерживаются в одной верхней точке в том месте, куда ворота уезжают при открытии.
Такие ворота лучше всего использовать там, где периодически и постоянно убирают территорию, что в российских условиях часто недостижимо. Обычный снегопад легко заблокирует работу таких ворот, причем заставить их снова работать бывает очень трудно.

Весомым преимуществом таких ворот является то, что для открытия им требуется уехать за забор ровно на ширину проема, а это в условиях дефицита пространства может явиться определяющим фактором для принятия решения в пользу такой конструкции.
Подвесные
Створка двигается на подвесе верхней балки за счет роликов. Размер отката равняется проему.

Минус ‒ балка становится ограничителем проезда сверху. Этот момент нужно учитывать при выборе высоты забора, чтобы транспорт свободно проходил в ворота.
Плюс – в сравнении с другими типами эта конструкция не нуждается в постоянном уходе, чистке зимой, поскольку материал не касается земли.
В комплект к подвесным воротам может идти такая фурнитура:
- рельс или направляющий металлопрофиль;
- элементы крепления рельса ‒ кронштейны (соединительные, настенные или потолочные);
- роликовые каретки разных форм.
Направляющий металлопрофиль крепится к балке, которая зафиксирована между столбами забора, к стене, потолку гаражного, производственного помещения. Роликовые каретки находятся внутри рельсы. Они отвечают за перемещение, удержание створки.
Чаще всего применяется при обустройстве:
- складов;
- ангаров;
- в производственных цехах;
- постройках промышленного значения.
Для дачи, частного сектора используется редко. Вытесняется консольным механизмом.
Подготовительные работы
Первая и одна из главных частей подготовительных операций – это оценка места установки ворот. На что надо обратить внимание?
- Если ворота будут ставиться взамен старых, имеющих другую конструкцию, то оценивается наличие и состояние опорных столбов. Если они сделаны из кирпича, железобетона сечением не менее 20 на 20 см, профильной металлической трубы сечением не менее 60 на 40 см, выдержана их строгая вертикальность, и они надежно закреплены в грунте, то они вполне могут послужить в качестве опорного и ответного столба откатных ворот. Если нет, то придется возводить свои столбы заново.
- Возле опорного столба должна быть возможность выкопать яму под фундамент, который должен быть расположен впритык к столбу, идти параллельно забору и иметь габариты 500 мм на 2000 мм.
- Если на участке будет новый забор, то все работы по его строительству и подготовке к монтажу откатных ворот можно объединить, что наиболее предпочтительно.
- Очень часто при въезде на территорию возводят кирпичные столбы, что и практично и красиво. При их строительстве нужно сделать закладные элементы в виде стальных пластин 100*100 мм и толщиной 5 мм, по три на каждом столбе. Верхнюю пластину надо разместить на внутренней стороне столба впритык к краю, который ближе к проему. Расстояние от верха столба до пластины 200 мм. Нижняя закладная пластина располагается аналогично верхней, но на расстоянии 200 мм от нулевой отметки. «Нулем» принято считать уровень въезда через ворота. Средняя пластина размещается посередине между верхней и нижней. К ним будут впоследствии крепиться элементы ворот.

Преимущества и недостатки сдвижных ворот
Конструкция таких ворот представляет собой цельную длинную створку, которая при открытии смещается в сторону от проезда. Если ширина полотна большая, то хозяева выбирают две створки, которые двигаются в разные стороны (открытие) и навстречу (закрытие).
Среди плюсов откатных систем стоит выделить:
- Удобство проезда транспорта в условиях маленькой площади двора.
- Свобода для маневров. Заехать автомобилем можно под любым углом, не боясь зацепиться за створку.
- Выдвижной механизм с полотном уходит вбок. Нужно предусмотреть только место для отката вдоль ограждения. Это не больше, чем 1,5 длины проезда (в зависимости от типа ворот).
- Зимой не нужно расчищать от снега значительную часть усадьбы. Конструкция будет откатываться даже сквозь сугробы. Исключение ‒ рельсовые ворота. Здесь понадобится постоянная чистка направляющей.
- В автоматических системах потребуется только один электрический привод, в то время как в распашных ‒ два.
- Сильные ветра, сложные погодные условия не станут помехой для выдвижного изделия. Для самостоятельного открытия не нужно прилагать силу.
- Устанавливать дополнительные упоры на створку не надо.
Главный минус раздвижных ворот ‒ высокие цены на фурнитуру, комплектующие.
Монтаж рекомендуется проводить на ровной местности.
Возможно вам будет интересно:
Рельсовые
Название получено из-за нижней профильной направляющей ‒ рельсы, которая встроена в фундамент. Открываться створка будет за счет роликов, которые двигаются по этой рельсе.
Створку в постоянном вертикальном положении удерживает кронштейн с 1‒2 парами боковых роликов. Площадь отката равна пролету.
У простого изделия есть существенный недостаток ‒ рельса часто выступает на стороне заезда автомобиля. Зимой ее придется постоянно чистить от снега, льда. Загрязненная рельса может стать причиной заклинивания или поломки ворот.
При выборе фурнитуры стоит учесть такие рекомендации:
- Рабочим сечением для рельсы считается форма «V», «U», «H». Для самодельных створок подойдет уголок, металлопрофиль круглого, прямоугольного сечения.
- Сечение роликов должно быть одинаковым с рельсой.
- Если в комплекте не поставляются, то нужно отдельно докупить два уловителя, которые надежно фиксируют полотно при закрытии.
- Ролики монтируются несколькими способами на выбор хозяев. Допускается встраивать внутрь створки либо монтировать к выступам в раме. Еще вариант ‒ прикрутить кронштейном к нижней части ворот.
- В домашних условиях использования хватит и двух роликов (если полотно выполнено из легкого материала), для тяжелых кованых количество увеличивается.
Не нужно забывать, что длина рельса должна быть в два раза больше проездной части ‒ это гарантия полного отката полотна вдоль ограждения.
Схемы и чертежи
Ниже приведены примеры эскизов, схем различных вариантов откатных ворот.
Если ширина проезда до 4 м при общей длине ворот до 6 м, а для обшивки берутся легкие материалы, то стандартного набора фурнитуры будет достаточно. Вам не придется делать усиленный вариант.
На схеме выше наглядно показано расположение основных деталей ворот (отмечено цифрами), указаны ключевые размерные параметры (обозначены большими английскими буквами).

Если вы решили сделать раскатный механизм сами, то строители советуют брать консоль 70*60*3,5 или 86*94*5 мм.
На картинке выше показана подробная схема размещения всех элементов фурнитуры для смонтированных откатных створок.
Вот вариант откатного механизма с фундаментом.
Устройство ворот своими руками
Откатные ворота состоят из элементов, которые изготавливаются на месте (например,
), и стандартных, имеющихся в продаже. Поэтому домохозяин, умеющий владеть инструментом, вполне сможет собрать и установить их самостоятельно. Для начала нужно правильно выбрать место для ворот и их размер. Эти факторы зависят не только от расположения
, но и от подъездной дороги к участку: если проезд узкий, ворота придется сделать шире.
Дизайн откатных ворот зависит от внешнего вида всего ограждения и возможностей владельца
Выбирая комплектующие для откатных ворот, нужно учитывать размеры створки и ее вес. Металлический каркас собирается из профильных труб, полотно ворот заполняется секциями ограждения с учетом вкусов и возможностей владельца. Каркас можно сварить или собрать механическим способом: с помощью болтов.
Некоторые компании предлагают наборы для самостоятельной сборки — изготовленные и окрашенные в заводских условиях элементы ворот. В следующем видеоролике вы можете увидеть, как своими силами собрать и установить простые откатные консольные ворота из готовых деталей.
Для установки роликовых опор делается надежный армированный фундамент с монтажной площадкой. Его размеры и глубина заложения зависят от веса ворот и глубины промерзания грунта.
Для более комфортного использования откатные ворота снабжают электроприводом. Усилие от вращения вала двигателя передается на зубчатую рейку, закрепленную на створке ворот.
Для более комфортного использования откатные ворота снабжают электроприводом, а также автоматикой
Мощность двигателя также подбирается в зависимости от веса подвижной конструкции. Чтобы установить электродвигатель, открывающий ворота, нужно не забыть предварительно заложить кабель (необходимое сечение жил указано в паспорте электропривода). Кроме того, понадобятся дополнительные силовые жилы или слаботочные провода, если планируется дистанционное управление открыванием ворот, освещение, магнитный замок, установка домофона или видеонаблюдения.
Отдельная калитка удобнее
В ворота можно врезать калитку, однако удобнее сделать вход для пешеходов отдельно. Пользование им будет комфортнее для детей и пожилых членов семьи, а также не придется с коляской или велосипедом преодолевать порожек.
Вот, в целом, и вся информация, необходимая для первоначального ознакомления с устройством откатных ворот. А вы планируете установить на своем участке такие ворота?
Вам также могут быть интересны публикации:
Устройство фундамента откатных ворот
Для того чтобы воспринимать нагрузки от веса ворот в состоянии покоя и при их движении, нужно обустроить фундамент. Для этого в качестве верхней части, на которую будут монтироваться роликовые узлы и электропривод, нужен швеллер №20 длиной в 2000 мм.

Для армирования фундамента и создания связи швеллера с фундаментом свариваются три каркаса квадратного сечения со стороной 150 мм из арматуры №16 и длиной в 1400 мм. Для поперечных связей можно использовать арматуру №№10—12 с шагом 300—400 мм.
Готовые каркасы привариваются к нижней поверхности швеллера посередине его полки. Осевые линии крайних каркасов располагаются в 400 мм от краев швеллера, а третьего – ровно посередине. После этого надо сделать подсыпку 10 см песка или песчано-гравийной смеси на дно ямы, утрамбовать ее и начать устанавливать готовый швеллер с арматурными каркасами. При этом следует учесть:

Настало время бетонных работ. Для заливки фундамента откатных консольных ворот надо использовать бетон маркой не менее М250— М300. Для его приготовления понадобятся составляющие в следующих пропорциях по объему:
Нужное для фундамента количество, конечно, будет больше, главное – соблюдать указанные пропорции. Для приготовления бетонной смеси лучше всего пользоваться бетономешалкой или мощным строительным миксером. При ручном перемешивании качество бетона ухудшается.

Сначала в бетономешалку засыпается песок и цемент. После их перемешивания добавляется часть воды, чтобы раствор перемешался до однородного состояния. Далее, добавляется щебень или гравий и постепенно добавляется вода до того состояния, пока бетон не станет однородным и подвижным. При укладке бетона в яму необходимо:
- Подавать бетонную смесь постепенно, чтобы не сдвинуть выставленную по уровню конструкцию.
- После укладки очередной порции бетона надо проткнуть его в нескольких местах прутком арматуры – для удаления возможных воздушных пузырей.
- После укладки и разравнивания верхнего слоя надо протереть мокрой тряпкой поверхность швеллера, чтобы она осталась чистой для последующих операций.
Полное созревание бетона происходит в течение 28 суток, но через неделю он уже наберет ту прочность, которая позволит проводить монтаж ворот. А в это время можно заняться другими технологическими операциями.