Домашний театр своими руками: пошаговое описание постройки сцены, выкройки платьев и схемы изготовления кукол (130 фото)
Все дети любят слушать сказки и играть. Совместить два увлекательных занятия можно в домашнем кукольном театре, где ребенок может быть и зрителем, и актером.
Семейная постановка с любимыми книжными персонажами станет прекрасным развлечением на детском празднике или семейном вечере.
Кукольные спектакли помогут ребенку развить фантазию, научиться грамотной красивой речи, перестать стесняться публичных выступлений.
Создание домашнего театра дело не такое сложное, как может показаться на первый взгляд. Почерпнуть вдохновение можно в интернете. Там представлено огромного количество фото театров, сделанных своими руками.
Можно обойтись подручными материалами, чтобы организовать настоящее представление с кукольными героями.
Что нам понадобиться чтобы построить сцену?
Необходимый материал, запасаемся лучшим качеством. Нам понадобятся следующие компоненты: ДСП, брус, фанера, металлический профиль, шурупы, гвозди, а также врезные фонари.
Где лучше всего сделать сцену?
Самым оптимальным вариантом обустройства сцены является гостиная, так как обычно именно в ней люди принимают гостей. Готовы принимать друзей в гостиной? Тогда смело выбирайте именно этот вариант. Однако, если у Вас мало места в комнате, можно подумать о том, чтобы поставить угловую сцену. Угловая сцена сэкономит драгоценное пространство маленького помещения.
Замеряем пространство
Определившись с местом расположения сцены стоит позаботиться о замерах будущей конструкции. Итак, далее мы производим замер того пространства, которые вы определили для будущей конструкции сцены. Следует не забывать о важном шаге. Возводя собственную сцену не стоит ее делать слишком высокой. Высота должна быть таковой, чтобы на нее можно было спокойно ступить, а не взбираться по специально отведенным лестницам.
Материалы
После того как все необходимые замеры произведены стоит подумать о том, чтобы запастись нужными материалами. Для сцены понадобиться фанера, а также каркас под фанеру. Плотность фанеры должна варьироваться от 4мм до 8мм. Каркас можно произвести самостоятельно из металлических профилей различного сечения или деревянного бруса.
Как лучше сделать каркас?
Чтобы сделать хороший каркас, лучше всего воспользоваться выкроенными из ДСП продольными или поперечными ребрами толщиной 19мм. Высота их должна состоять где-то около 300мм, а длина должна зависеть от размера будущей сцены.
Собираем нашу конструкцию
При сборке необходимо деревянные бруски привинтить шурупами к стенке (они будут выступать в качестве соединительных звеньев). При этом, если у Вас есть желание можно вмонтировать в сцену освещение. Для этого Вам нужно купить врезные фонари. Далее Вам нужно соединить все фонари проводом в единую цепь и подвести эту цепь к ближайшей розетке.
Когда все будет готово
Все работы завершены? Может тогда стоит позаботиться об одежде для сцены, чтобы соответствовать мероприятию. Одежду для сцены можно приобрести тут: http://bestkresla.com/katalog/odezhda-sceny/.
Сцены и подиум — что такое
Подиум — это открытая сцена для размещения выступающих или работающих людей, поднятая на некоторой высоте от уровня земли. Подиум различают по форме: круг, квадрат, овал, полукруг. Различают по мобильности, назначению и конструкции. Например, круглый подиум для барабанщика, длинный секционный подиум для дефиле, открытие мобильные эстрадные площадки, подиум для работы операторов и т. д.
Сцена иначе уличная сцена, это подиум в комплекте с крышей над ним. Они различаются по размеру, виду крыши (арка, скатная, плоская) и типам силовых конструкций для дополнительного оборудования. В частности, сценическое освещение: Прожектора, вращающиеся световые головы, лазеры, споты, led панели, стробоскопы, машины для дыма.
Заблаговременная аренда уличной сцены позволит провести запланированное мероприятие при любой не штормовой погоде.
Важный элемент спектакля
Возможности занавеса используются в создании спектакля, и по этому признаку их делят на игровые и антрактные. Антрактный занавес театральный является средством отгораживания пространства сцены перед началом каждого действия и для завершения спектакля. Эти модели являются элементом постоянного оформления сцены.
Игровые модели создаются специально под определенные спектакли и являются частью сценографии. Они могут быть составляющей общей декорации, играть роль изобразительной увертюры, располагаясь на нулевом плане сцены. Игровые занавесы призваны создавать особую атмосферу спектакля, и сочетаются с ним по стилю и жанру.
Видеокамеры
Как уже писалось ранее, съёмка у нас была бюджетная — так что камеры использовались такие, которые были доступны. Точнее сказать, было просто вывешено объявление на сайте с вакансиями об одноразовой работе. Если коротко, то требовался начинающий или опытный видеооператор со своей FullHD-видеокамерой. В основном расчёт был сделан на отклик свадебных видеооператоров. И расчёт оказался вполне верным.
Вместе с операторами был собран следующий парк видеокамер:
Основным критерием по отбору камер была возможность записывать 1080p, 25 fps. Так как я планировал видеть что снимают все операторы в реальном времени, то к самим операторам критериев отбора практически не было — нужно было, чтобы человек умел обращаться со своей камерой, знал где в настройках отрегулировать баланс белого, экспозицию и т.п.
Из желательных требований было наличие штатива, накамерного света и наушников. Это всё у меня в некотором количестве было — так что в случае отсутствия мог выдать в пользование из своих запасов.
Видеопульт
Пожалуй, среди всего оборудования, которое участвует в многокамерной видеосъёмке, самое дорогое устройство — это видеопульт. Стоимость его начинается от нескольких тысяч долларов и может доходить до совсем неадекватных цифр. И, казалось бы, какая может быть многокамерная съёмка без видеопульта?
А вот представьте себе — может. И может даже не иметь при этом серьёзных недостатков. Нет, я не утверждаю, что видеопульты не нужны вообще (например, на прямой трансляции без него всё-таки действительно не обойтись), но они не являются чем-то строго обязательным.
В нашем случае под наши задачи как нельзя кстати подошёл 8-канальный квадратор для аналогового видеонаблюдения неизвестного бренда китайского производства.
Картинки 6 и 7. Квадратор — вид спереди и сзади (картинки кликабельны).
Идея заключается в следующем — каждая камера пишет видео в FullHD на свой носитель. При этом к ней к AV-выходу (так называемый «жёлтый тюльпан») подключён RCA-коннектор с коаксиальным кабелем. По этому кабелю аналоговый сигнал идёт до квадратора. При помощи квадратора выводим 4 (или более) камеры на экран. Выглядит это примерно так:
Картинка 8. Фото вывода изображения из квадратора.
Качеству выводимого при этом изображения, конечно, было далеко даже до среднего, но чтобы различить кто и что снимает вполне достаточно. Больше 4-х камер за раз даже на 27-дюймовый монитор выводить не удобно — сильно мелко. Так что 4 камеры при помощи квадратора выводилось на 27-дюймовый монитор (через композитный аналоговый вход), ещё одна на маленький китайский автомобильный 8-дюймовый телевизор.
Виды по способу раскрытия
По траектории движения выделяются такие виды театральных занавесов, как раздвижные и подъемно-опускные.
Механизм раздвижного изделия должен обеспечивать полное перекрытие сцены от глаз зрителей, этому способствует особая конструкция с большим запахом – заходом одного полотна на другое. Полотна монтируются на разных направляющих, и при сближении одно заходит за другое. Также сдвижной механизм должен обеспечивать синхронное движение полотен. Оно основано на единой системе привода.
Каждый театр, сцена для которого – это его сердце, заботится о том, чтобы механизм управления занавесом всегда работал безупречно: быстро, безотказно, синхронно и бесшумно.
Таким занавесом гордится Большой театр, большая сцена которого украшена великолепным раздвижным полотном в виде гобелена.
Подъемно-опускные механизмы — более древние по возникновению. Еще в древнегреческом театре был занавес, который перед началом представления опускался в специальную прорезь и поднимался из нее по окончании зрелища. Механизм опускания основан на системе противовесов, от раскачивания полотно предохраняют специальные направляющие по бокам.
Также существуют комбинированные занавесы, в которых сочетаются возможности горизонтального раздвижения и вертикального подъема-опускания. Они представляют собой максимально сложную конструкцию.
Кроме того, можно встретить и складные занавесы, в которых полотно складывается в одно, два, три или четыре сложения. Такие модели позволяют закрыть только верхнюю половину сценического пространства и являются дополнительной декорацией.
Грандиозное представление
Домашний кинотеатр со сценой
В домашнем кинотеатре можно устроить и рок концерт, и постановку пьес известных авторов. Для этого в нём нужно оборудовать сцену. Желательно оборудовать его в подвале, тогда он превратится в идеальное место для всей семьи, где можно спокойно повеселиться, пошуметь и отдохнуть. Если же день был трудный и хочется расслабиться, то можно спокойно посмотреть любимый фильм.
Домашняя сцена в столовой от Studio B Designs
Домашняя сцена в детской
Простой и очень эффектный вариант домашней сцены. Гостиную или столовую можно считать идеальным местом для оборудования места для репетиций и выступлений перед гостями. При необходимости инструменты можно вынести, тогда сцена освободится для какого-нибудь шоу. Да и прямому предназначению комнат ничто не мешает.
Декорирование сцены своими руками
Чтобы коробка, обклеенная бумагой изнутри и снаружи, стала похожей на сцену театра, стоит правильно и красиво декорировать заготовку. Как нужно декорировать макет сцены своими руками из коробки:
- Из ткани красного цвета сшить маленькие шторы, которые по длине будут соответствовать величине сцены.
- Штору нужно зафиксировать на деревянных шпажках вдоль верхней части окошка. Деревянные элементы фиксируются с помощью клеевого пистолета.
- Нанизав бусы на нитку, можно создать часть декораций, которые навешиваются вдоль задней стенки сцены.
- Шнурками можно подвязывать шторы.
- Из лент с помощью клеевого пистолета можно сделать множество разнообразных декораций, которые можно крепить с помощью английской булавки к стенам внутри сцены.
- Дополнительно можно использовать диодную ленту или отдельные диоды, которые размещаются снизу и сверху сцены, имитируя софиты.
Можно придумать свои варианты отделки изделия, воплощая задумки и фантазии.
Для любителей музыки
Интерьер детской комнаты со сценой от KannCept Design
Домашняя сцена для девочки от Elaine Williamson designs
Когда речь заходит о сцене, то воображение рисует чаще всего концертную площадку. Детская спальня отлично подойдёт для оборудования домашней сцены. Дизайн простой, элегантный и современный, задний фон позволяет ей легко вписаться в общий интерьер. Замечательное место для репетиций юной звезды.
Концертная площадка от Oakwood Homes
Если маленькой сцены не хватает для большого таланта, то можно оборудовать концертную площадку без самой сцены. Стильный дизайн поражает нарисованными небоскрёбами на заднем фоне, создающими особую атмосферу. Для большего эффекта можно использовать тусклую иллюминацию и прожекторы.
Запись звука
Конечно, все наши 6 камер (включая операторский кран) вместе с видео пишут и звук. Но использовать его в итоговом видео — это сразу на своё видео повесить клеймо «низкокачественное». При желании разобрать, что там КВНщики говорят со сцены можно, но желание должно быть не малым, так как звук искажён эхом от зала.
На сценических мероприятиях в 99% случаев есть усиливающая аппаратура с микрофонами и микшерским пультом. Нужно заранее договориться с местным звукоинженером о необходимости подключить своё звукозаписывающее устройство к микшерскому пульту.
В простейшем случае в качестве такого устройства может выступать обычный ноутбук с линейным входом. Он может записывать одновременно два канала (стерео), что уже гораздо лучше, чем ничего.Я в таких случаях предпочитаю на один канал писать всё, что идёт на Main Mix (как правило, в микшерском пульте для этого есть выход «Rec Out» или «Tape Out»), а на второй записываю при помощи дополнительного микрофона интершумы.
Такой способ позволяет получить синхронизированные между собой две аудиодорожки. При постмонтаже можно будет их сбалансировать между собой и собрать в один канал. Да, моно звук — это не предел мечтаний, но он всё-равно звучит гораздо лучше, чем стерео с накамерного микрофона.
В более продвинутом случае можно задействовать устройство Zoom H4N или ему подобное.
В идеальном случае — лучше всего записывать каждый канал отдельно. Если на сцене 6 микрофонов, то каждый микрофон записывается в отдельный канал. Это открывает огромные возможности для последующей обработки звука при постмонтаже. Например, на вокальных номерах с несколькими исполнителями можно полностью пересвести весь звук заново, а не полагаться на звукорежиссёра, который в живую «на лету» это всё сводил. Кроме того, в зале с мощным усилением и в большом помещении оно слушается по-одному, а дома — совсем по-другому.
На рассматриваемом нами КВН, мы как раз располагали таким «идеальным случаем». Для записи звука у нас была арендована связка Digidesign 003 rack Focusrite Octopre LE MKII MacBook с возможностью записи до 16-ти каналов. Записывали по следующей схеме:
Для сравнения, в прошлом году на подобной игре мы записывали на два канала на ноутбук и с этим была связана курьёзная история. А дело всё в том, что на КВН все микрофоны, которые находятся на сцене, всегда пребывают во включённом состоянии. Это делается с целью того, чтобы не случались сбои, когда человек вышел на сцену, не проверив включён ли микрофон, начал говорить, а его не слышно.
Он судорожно начинает искать на микрофоне кнопку включения, потом повторно начинает говорить свой текст. Со стороны такие заминки выглядят крайне не профессионально. Потому всегда всех КВНщиков предупреждают не выключать микрофоны. В свою очередь, это добавляет казусов — так в прошлом году, когда, вероятно, у команды за кулисами произошла какая-то заминка — один из КВНщиков за кулисами смачно нецензурно выругался.
Разумеется, он сделал это не прямо в микрофон, но тем не менее, на записи это было отчётливо слышно. Ситуация осложнялась тем, что при этом шёл диалог между действующими лицами на сцене и красиво вырезать нецензурщину не получалось. В итоге из-за этого пришлось вырезать весь номер. И, к сожалению, подобные ситуации не редкость.
Так вот, в сведённой записи звука с этим уже ничего не сделаешь. А вот при многоканальной записи это убрать не составит никаких проблем.
Так же нужно упомянуть, что в нашем зале была крайне неудачная аккустика — очень сильное эхо. Это добавило сложностей при сведении с 10-ым и 11-ым каналами с интершумами. Микрофоны иной раз лучше «слышали» то, что звучало из колонок, нежели аплодисменты (ради которых они вообще были установлены). Потому, если выступающая команда не срывала бурные авации, то аплодисментов на фоне музыки иной раз вообще не слышно.
Исторические типы
Также существует несколько вариантов занавесов, получивших наименования в честь театров, в которых они применялись. Так, существует австрийская модель, которая отличается сборками в виде больших складок, подбирающих полотно вверх.
Сходный рисунок имеет и венецианская разновидность, она только украшена дополнительно вертикальными складками. Занавес, получивший название «итальянский», является очень часто встречающимся в классических театрах. Он состоит из двух вертикальных полотен, которые за нижние углы поднимаются кверху.
Также существуют следующие разновидности: кабуки, Полишинель, занавесы Вагнера и Брехта.
История
Впервые занавес сцены был использован еще в театре Древней Греции. Он сигнализировал о начале и завершении театрального действия.
Занавес как сложное оборудование был изобретен примерно в 17 веке, когда бурным ходом шло развитие театральной сцены.
В это время появились подвижные декорации, все большее внимание художников-постановщиков уделялось сценографии, и занавес становится не только техническим элементом в смене картин, но и дополнительной выразительной возможностью.
В 18 веке оформление сцены и занавес стали важной частью раскрытия сюжета пьесы. Порой они играли очень важную роль. С появлением сцены-коробки занавес приобрел новое значение и стал неотъемлемым элементом постановки.
В 20 веке сценографы еще больше укрепляют чрезвычайную важность этого элемента оформления сцены. Стали частыми проекты, в которых специально для спектакля готовились занавесы. Например, для постановки лермонтовского «Маскарада» в Мариинском театре известный театральный художник А. Головин создал 10 занавесов для каждой перемены картин.
Как сделать занавес для сцены своими руками
- 1 Занавес театральный. Оборудование и оформление сцены театра
- 2 Шьем шторы в зал своими руками: пошаговая инструкция (9 фото)
- 3 Где рождаются чудеса, или Как оформить сцену самостоятельно
- 4 Театральный занавес. Статья об оформлении сцены тканью, театральных шторах
- 5 Одежда сцены
- 5.1 Кулисы и падуги — выполняют несколько функций: функциональную и смысловую.
Первое, падуги закрывают сценическое пространство вверху, пряча от зрительского взора, то, что не должно быть видно, кулисы призваны скрывать боковые стороны сцены. Ещё одна немаловажная деталь – кулисы вешают на границе планов сцены, так что получается, что они выполняют задачу разбивки площадки сцены на первый план, средний и задний планы. В зависимости от поставленного задания выбирается ткань для изготовления кулис и падуг.
По внешнему виду полотнища кулис могут быть в складку, свободно висящими или растянутыми, закрепленными сверху и снизу
- 5.2 Арлекин — «изюминка» одежды сцены. Тот же самый Ламбрекен.
- 5.3 -ткань для антрактно-раздвижного занавеса
- 5.
4 -ткани для изготовления кулис и падуг
- 5.1 Кулисы и падуги — выполняют несколько функций: функциональную и смысловую.
- 6 Изготовление уникальной ширмы для кукольного театра своими руками
- 7 Брашечка – развивающая онлайн рисовалка для детей
Каждый, кто бывал в театре, помнит, что занавес театральный является важной частью интерьера и оформления сцены. Этот атрибут претерпевал значительные изменения с развитием технической мысли и эволюцией театрального искусства. И сегодня занавес сцены – это на просто кусок материи на шнуре, а технически сложное оборудование с множеством возможностей и функций.
Как сделать сцену
Театр жил, театр жив, театр будет жить. Ибо это вечно. С развитием кинематографа театр, конечно, потерял свои позиции. Но, тем не менее, он не забыт. Что творится на спектаклях? В залах аншлаг! Порой просто невозможно достать билеты! А если театра буквально душа просит? Тогда создаем его сами!
Инструкция
1
И, естественно, какой же уважающий себя театр обойдется без такой важной части, как сцена. Веди сцена – это то место, где творятся чудеса, где происходит игра, перевоплощение, там целая
жизнь
, которая зачастую значительно
интересней
. Актеры утверждают, что сцена
лечит
, помогает избавиться от какого-то недуга. Когда ты на
сцене
, ты действительно живешь, но другой жизнью. А ведь
сделать
это чудо так просто.
Для начала следует определиться, какой именно формы сцена нужна, для каких именно целей. Ведь для школьной постановки и спектакля в трех действиях сцены будут совершенно разные. В большинстве своем сцена имеет либо правильную прямоугольную форму, либо закруглена в зрительный зал. Последняя чаще использовалась ближе к середине XIX века, дабы было удобно освещать актеров. Сейчас же используют в основном прямоугольные.
Какие инструменты и материалы нужны для изготовления макета картонной сцены
Для изготовления макета сцены своими руками из коробки нужно подготовить такие инструменты и материалы:
- Картонную коробку необходимого размера.
- Ножницы, канцелярский нож.
- Гофрированную, белую и цветную бумагу.
- Клей ПВА.
- Клеевой пистолет.
- Скотч. Можно взять декоративную липкую ленту.
- Деревянные шпажки.
- Ткань. Можно выбирать любые цвета и текстуру.
- Иголку и нитки.
- Фольгу.
Дополнительно могут понадобиться и другие элементы для декорирования: бусы, блестки, камешки, нитки для вязания, ленты и пуговицы. Можно взять любые элементы для украшения и декорирования, включая игрушки.
Куклы из соленого теста
Соленое тесто является хорошей альтернативой липкому пластилину и требует меньше времени для приготовления, чем папье-маше.
Необходимые ингредиенты:
- 1 стакан муки;
- полстакана воды;
- полстакана соли.
Вымешивать массу стоит до тех пор, пока она не станет гладкой и пластичной. Из теста следует лепить не слишком толстые изделия, иначе фигурки не просохнут. Запекать заготовки следует в духовке при температуре 150 градусов около часа.
Фигурки из соленого теста можно раскрасить акриловыми красками или гуашью и закрепить на проволоку.
Множество идей и разнообразие подходящих материалов помогут вам решить вопрос о том, как сделать домашний кукольный театр своими руками вместе с детьми. Это отличный способ объединить совместные усилия в творческой работе и сблизиться с родными людьми.
Кукольные персонажи
Решить, из чего сделать кукол для домашнего театра не составляет большого труда. Некоторые умельцы используют даже пластиковые ложки в качестве основы для героя сказки.
Традиционными материалами считаются:
- бумага;
- ткань;
- пластилин;
- соленое тесто;
- папье-маше.
Куклы могут быть разного размера и способа крепления. Изобретать слишком сложные конструкции не стоит. Куклы должны быть простыми, чтобы детки без труда смогли принять участие в домашней постановке.
К тому же, малыши очень любят помогать родителям мастерить поделки, и совместный творческий процесс только подогревает детский интерес.
Монтаж
Итак, всё снято, все лажи уже случились и этого не изменить. Переходим к самой долгоиграющей части проекта — монтажу.
Много описывать на этом этапе особо нечего, так как почти всё зависит от того, что вам удалось записать и снять ранее.
По своему опыту, я в первую очередь обычно занимаюсь сведением звуковой дорожки. Для этого я использую Adobe Audition.
Картинка 12. Вид не сведённой многоканальной аудиозаписи.
После этого доходит дело до видео. Для обработки видео я использую Sony Vegas. Размещаем все камеры на тайм-лайн и применяем плагин «PluralEyes». Суть работы этого плагина заключается в том, что он пытается синхронизировать камеры по звуку.
Для отправной точки при синхронизации это вполне неплохой вариант. Как правило, ему не удаётся синхронизировать всё правильно — некоторые видеофайлы он не находит куда поместить, а некоторые размещает не правильно. Результативность его работы обычно около 70-80%.
Но для первичной синхронизации уже неплохо.Если не забыли в начале съёмки «моргнуть» со сцены вспышкой — ищём этот момент на всех камерах и синхронизируем по вспышке. Это наиболее точный (из простых) метод синхронизации. Остальные файлы подгоняем под те, где есть вспышка.
Если специально «моргнуть» вспышкой забыли/не успели, то ищем в видео какие-либо вручения или награждения — как правило, в этих моментах фотографы не дремлют — активно фотографируют и моргают вспышками. А мы таким образом имеем точку(и) синхронизации.
Если со вспышками совсем беда, а концерт музыкальный, то можно попробовать синхронизироваться по движениям ударника (он же «барабанщик»). Но это не так удобно и точность меньше.
На описываемом мероприятии мы вначале «моргнуть» вспышкой не успели, но зато в конце мероприятия на награждении вспышек было много — основную синхронизацию делал по ним.
Картинка 13. Вид проекта после синхронизации.
На скриншоте можно заметить расставленные метки — так на этапе синхронизации я помечаю эти самые точки синхронизации.
Все дальнейшие действия по обработке видео (применение фильтров, цветокоррекций и т.п.) уже делаются исходя из того, что мы смогли снять, то есть по необходимости.
После этого сводим все видео-дорожки в мультикамерный трек, а далее расставляем переключения между камерами.
Картинка 14. Финальный вид проекта.
Опять же, тут уже всё делается по необходимости.
Назначение
В первую очередь занавес театральный выполняет функцию ограждения сцены от глаз зрителей. Он не дает увидеть оформление и декорации до начала действия, отгораживает сцену на время смены обстановки. Но, кроме того, у занавеса есть и эстетические задачи. Во-первых, он сигнализирует о начале представления.
Раскрытие занавеса переносит зрителя в мир фантазии, в этот момент он настраивается на атмосферу условности и иллюзии театра. Во-вторых, занавес может использоваться как часть художественного пространства спектакля и даже как отдельный персонаж.
Например, в «Гамлете» Театра на Таганке он играл роль Времени, Судьбы, Рока и т.п.
Занавес является дополнительным выразительным средством, например? легкие драпировки или стилизованные шторы могут создавать иллюзию какой-то местности или помещения. Даже отсутствие оного может быть определенным художественным принципом — некоторые современные театры отказываются от него. Так работает детище К. Райкина «Сатирикон».
Освещение
В любой видеосъёмке важным моментом является освещение снимаемого объекта. Вопрос освещения я уже упоминал в начале статьи — теперь чуть подробнее.
Если коротко, то на сценическом концерте света много не бывает. Нам для видеосъёмки нужен обычный белый тёплый свет. Чем больше его будет и чем равномернее он будет распределён по сцене — тем лучше.
Предполагалось, что на описываемом мероприятии основным светом на сцене будет стационарный свет, который арендовался вместе с залом. И вот как раз с этим светом нас постиг серьёзный форс-мажор. За 20 минут до начала концерта выяснилось, что диммер, через который запитано всё стационарное освещение сцены, вышел из строя (хотя за час до этого на проверке всё работало исправно) — то есть сцена у нас вообще полностью без света.
Остались работать только пушки цветного света, которые устанавливались дополнительно. Лезть самому разбираться почему вдруг диммер вышел из строя было некогда (обычно даже когда всё подготовлено заранее, всё-равно перед самым началом всегда есть чем заниматься).
В итоге срочно вызвали местного электрика с расчётом, что пока ещё светит солнце, то освещение сцены не нужно, а к тому времени, когда стемнеет, то, возможно, электрик всё восстановит. Тем не менее, лично я на это не стал рассчитывать и решил готовить «план B».
У нас были два софита по 1 КВт каждый, которые мы планировали поставить для освещения зрительского зала. Не долго думая, приняли решение поставить их на стойки и направить на сцену. С учётом их недостаточной мощности для освещения всей сцены, ставить их пришлось достаточно близко к сцене — так что своим видом при съёмке они нам здорово портили картинку.
Картинка 10. Местоположение софитов.
Включили мы их ещё до начала концерта, так как бегать их включать, когда стемнеет, было накладно.Теперь мы остались без освещения в зале. Но с этим уже пришлось мириться — сцена важнее.
Нужно ли говорить, что чуда не случилось и электрик так ничем нам не помог?
Отменить законы физики, как ни странно, тоже не получилось — по ничем не подсвечиваемому заднику сцены, от наших двух киловатных софитов активно «бродили» тени:
Картинка 11. Иллюстрация тени от софита.
Конечно, из-за такого прокола со стороны арендодателей зала был приличный скандал, но включить стационарный свет это, как и ожидалось, не помогло.
Оформление
Кроме конструктивных различий занавесы, конечно, могут иметь особый дизайн. Очевидно, что оформление сцены должно сочетаться с интерьером театра, а также подходить под играемый спектакль.
Нередко постановщики создают специальные занавесы к своим постановкам, кроме того, знаменитые театры часто имеют свои уникальные занавесы, которые становятся их фирменным знаком. Так, Большой театр, большая сцена которого украшена историческим «золотым» занавесом, потратил немало сил и средств на восстановление этого знаменитого изделия.
В Мариинском театре занавес А. Головина 1914 года считается официальной эмблемой. Так же, как занавес МХАТа, созданный вместе с проектом здания и интерьером Ф. Шехтелем.
Переговорное устройство
Так же немаловажным является возможность коммуникации с операторами. Простейший вариант — её полное отсутствие — до начала съёмки договориться между операторами кто какие планы снимает и каждый оператор снимает то, что считает нужным. К плюсам подобного подхода можно отнести разве что возможность у операторов показать себя и своё видение.
На этом плюсы заканчиваются. Для конечного зрителя такой подход несёт только категорические минусы — операторы очень часто снимают одно и то же, планы дублируются и т.п. В итоге при монтаже собрать хоть что-то стоящее практически не возможно. Хотя на заре своей любительской деятельности я тоже так делал. Но у меня есть смягчающее обстоятельство — тогда я это делал вообще бесплатно.
Всё же возвращаясь к коммуникациям, самый простой вариант — использование раций. Несомненным плюсом такого подхода является мобильность — не нужно тянуть никакие провода. Так же с рациями связь будет двусторонней, что тоже бывает полезно. К минусам использования раций можно записать низкая стабильность связи (для относительно дешёвых раций) — постоянно вылазят помехи, а так же неудобство для режиссёра всё время нажимать на кнопку перед тем, как что-то говорить.
Я же пошёл немного другим путём, а точнее — мне помог случай. В своё время, когда я пришёл к выводу, что без связи работать более не правильно, а паять ещё не умел, я обратился за советом по этому вопросу к одному из знакомых инженеров на местной теле-радио компании.
Картинка 9. Внешний вид переговорного устройства (картинка кликабельна).
Собственно, схема его работы проста до безобразия — принять сигнал, усилить, подать на выходы. Полагаю, что найти в Интернет схему для его реализации не составит большого труда.По кнопкам на аппарате видно, что когда-то можно было выбирать на какой выход будет идти подача звука, но, когда он попал ко мне, эта функция уже не работала — эти кнопки ни на что не влияют.
Собственно, мне она и не нужна.Главным минусом в данном подходе является односторонность связи. Режиссёра слышат все, но отвечать могут только жестами, кивками и прочими действиями. Но в целом этого вполне достаточно.На вход к «переговорнику» подключаются обычные мультимедийные наушники с микрофоном.
На выход — обычный силовой кабель 2×1,0 м2 (он достаточно прочный) нужной длины с BNC-коннектором. На другом конце кабеля — разъём 3,5 мм TRS, к которому подключаются наушники.Конечно, к минусам этого подхода так же можно отнести недостаток мобильности, но так как к каждой камере и так уже идёт по коаксиальному кабелю для передачи видео, то добавление ещё одного кабеля особой роли не играет.
В качестве третьего кабеля к каждой камере я всегда подвожу питание (обычная переноска). Это делается для страховки, так как хватит ли аккумулятора на каждой из камер заранее не всегда известно.
Подготовка
Любой проект нуждается в предварительном планировании. Таковым в первую очередь является знание характеристик места, где будет проходить мероприятие. Если зал не знакомый, то крайне желательно хотя бы за день до мероприятия сделать вылазку на местность с целью разведки обстановки. В нашем случае действие проходило в открытом летнем зале местного ПортКлуба.
Картинка 1. Вид с зала на сцену (картинка кликабельна)
Картинка 2. Вид со сцены на зал (картинка кликабельна)
Открытая площадка накладывает на процесс съёмки дополнительные сложности. Самая большая из которых — по ходу концерта меняется естественное освещение. Наше мероприятие начиналось летом в 19 часов. В это время солнце уже начинает садиться, но всё-ещё активно светит.
Кроме того, расположение и конфигурация нашего зала такова, что, когда солнце садится, оно светит с левого боку на сцену. Отсюда появляется первая сложность — если выступающий стоит на сцене по центру или справа — он хорошо освещён солнцем. Если слева, то он в тени.
Мы снимали КВН — там какие-то перемещения действующих лиц по сцене происходят каждые 5-15 секунд. Так что постоянный перевод камеры с левой стороны сцены на правую и наоборот — неизбежен. При этом, конечно, камера даёт то пересвет, то сильно тёмную картинку.
Так что операторам, ведущим крупные планы, не позавидуешь — приходится постоянно «крутить» настройки камеры.Вторая сложность, связанная всё с тем же изменяющимся естественным освещением, на камерах нужно по ходу концерта подкручивать баланс белого.
С учётом того, что камеры по цветопередаче должны быть хотя бы примерно одинаковыми (а в идеале не примерно, а сторого одинаковыми), то это довольно не простая задача для режиссёра по ходу дела успеть ещё скорректировать операторов кому нужно больше «забелиться», а кому наоборот «ожелтиться».
Однако, я отвлёкся. Итак, нужно предварительное планирование.Ограниченный бюджет предполагает, что беспроводные устройства либо будут использоваться по минимуму, либо вообще не будут использоваться. А будут использоваться старые добрые проводные технологии.
Провода нужно предварительно развернуть на местности, а это уже требует того самого планирования.При первом посещении нового зала лично я сразу делаю для себя наброски где примерно можно разместить камеры и сколько их вообще должно быть. Обычно беру любую бытовую видеокамеру или телефон и прикидываю что может с каждой точки «видить» каждая из камер.
Что может ей закрывать обзор и в какую сторону.Залы могут быть самых невероятных (и даже абсурдных и нелогичных) конфигураций — например, как-то раз пришлось снимать в зале, где почти по самому центру в нескольких метрах от сцены был опорный столб, поддерживающий крышу.
Очевидно, нужно было изголяться, чтобы минимизировать попадание этого столба в кадр.Кроме того, в зависимости от специфики мероприятия, нужно делать некоторые поправки. Например, при съёмке КВН важна реакция публики на шутку — потому нужно обязательно разместить минимум одну камеру на сцене или под сценой, направленную на зал.
Одним из важных моментов (по крайней мере для КВН) является то, что режиссёр должен заранее знать что будет происходить на сцене. Это нужно для того, чтобы расставить акценты — иногда нужно в определённый момент крупно показать лицо или другие части тела.
Знать кто и когда должен откуда выбежать (например, у одной из команд один из актёров команды выходил из зала, а не из-за кулис). Для этого нужно дать указания конкретному оператору что делать. Все эти и многие другие моменты режиссёр должен знать заранее.
И, так как штатные экстрасенсы в отпусках, для этого нужно побывать хотя бы на генеральной репетиции и при этом обязательно по ходу дела делать заметки. Например, кто и откуда выходит, в каком номере сколько действующих лиц и на кого особенно нужно обратить внимание. И многое другое. Это всё тоже можно отнести к подготовке к съёмке.
Принцип изготовления сцены из коробки
Работу можно осуществить вместе с ребенком, так как изделие такого формата не требует особых умений. Чтобы сделать макет сцены своими руками из коробки пошагово, нужно произвести следующие действия:
- Сначала нужно подготовить эскиз. Сделать приблизительную зарисовку того, как должна выглядеть модель.
- Разместить коробку так, чтобы она была зафиксирована на узком ребре. Перед глазами должна оказаться та часть, где раскладывается крышка.
- С помощью скотча зафиксировать все сгибы и особо слабые места, из-за которых может сломаться или сложиться конструкция.
- Каждый сгиб можно укрепить с помощью деревянных шпажек. Нужно вложить элементы в сгиб и заклеить их скотчем.
- С помощью ножниц отрезать части крышки, формируя саму сцену. Можно придать сцене и другую форму. Срезать можно верхнюю часть картонной коробки. Сделать рамку, которая устанавливается на другой коробке.
- С внутренней стороны обклеить коробку цветной бумагой, кроме той стенки, которая будет просматриваться: ее нужно оклеить белой, чтобы потом можно было менять декорации.
- Внешнюю часть стоит оклеить гофрированной бумагой.
- Фольгой нужно обклеить низ сцены или просто уложить отражающий материал. Это создаст эффект дополнительного света.
Чтобы понять, как из коробки сделать сцену театра, нужно посмотреть пример оформления настоящей сцены.
Процесс съёмки
Если поставить все камеры по местам и просто снять на автоматических настройках, то вас постигнет разочарование при просмотре полученного результата. Сценические мероприятия нужно снимать только на ручных настройках камер. Для этого до начала мероприятия берём незанятого человека в белой футболке или рубашке и ставим на сцену.
Если зал закрытый, то освещение сцены приводим в состояние максимально близкое к боевому. Все камеры направляем на этого человека и выстраиваем баланс белого по его лицу и футболке. Так же выставляем экспозицию и насыщенность. В идеале картинки со всех камер должны быть идеально подогнаны друг к другу по цветам и яркости.
В нашем случае зал открытый, солнце меняет своё положение и яркость — так что это всё предстоит донастраивать по ходу концерта, что доставляет немало сложностей.
Все камеры начинают запись по команде режиссёра и в идеальном случае по ходу мероприятия не останавливают её вообще. Последнее позволяет сократить время, затрачиваемое на синхронизацию камер при постмонтаже.Если же какие-то из камер требуют замены носителя по ходу концерта, то желательно заранее продумать в какой момент лучше всего её сделать, а так же позаботиться о том, чтобы «выпадение» этой камеры было перекрыто другими камерами.
Так же для облегчения себе жизни при постмонтаже после старта записи, но до начала самого действа, можно моргнуть вспышкой со сцены из любого фотоаппарата. Это позволяет иметь чёткую точку для синхронизации.
Если на подготовке мы всё сделали правильно, то сама съёмка должна пройти вполне гладко.
Благодаря сделанным пометкам при просмотре генеральной репетиции, мы знаем на что обратить внимание, мы видим всех операторов и все операторы нас слышат.Со всем остальным разбираемся по ходу дела.
Расстановка операторов
Нужно сразу прикинуть разбиение операторов на
(общий план, средний план и т.д.). Для КВН приемлемо ставить одну опорную камеру на дальний план, которая весь концерт снимает всю сцену целиком. В КВН очень часто кто-то выбегает из-за кулис — так что в этих случаях необходимо иметь общую картинку.
Вторую камеру ставим на общий план — она захватывает всех находящихся на сцене.
Две камеры ставим на средний второй и средний первый план. Они используются при диалогах и прочих малоподвижных сценах.
Так же одну из них иногда можно привлекать к крупным планам. Например, кто-то вынес из-за кулис какой-то плакат — нужно показать его полностью. В некоторых сценках тоже иногда есть возможность ухватить крупный план. Именно «ухватить», так как в КВН всё действие происходит очень динамично.
Исходя из всего выше сказанного и с учётом особенностей данного зала, предлагается следующая схема расстановки:
Картинка 3. План зала (К1-5 — точки расположения камер, КР — расположение операторского крана)
К1 — оператор сидит сбоку от стола жюри. Основная задача — съёмка сцены, средние планы. Во время объявления жюри выдвигается немного вперёд и снимает с колен жюри.К2 — центральная камера. Основная задача — съёмка сцены, средние планы (редко — крупные).
На время конкурса «Разминка» разворачивается на задающего вопрос.К3 — центральная камера. Основная задача — съёмка сцены, общий план. На время конкурса «Разминка» снимает средний план отвечающих на вопросы.К4 — задняя страхующая камера.
Основная задача — съёмка сцены, дальний план. Во время выступления команд — «гуляет» по залу и снимает реакцию зрителей в зале.К5 — камера на сцене. Основная задача — съёмка реакции зрителей в зале на шутки. На представлении жюри — снимает членов жюри.
Во время конкурса «Разминка» «гуляет» по сцене и снимает обсуждения команд.КР — операторский кран. В основном задействуется только в начале и конце выступления команд, а так же на песнях и танцах. На конкурсе «Разминка» курсирует над зрительским залом и снимает реакцию зрителей, т.к. в это время камера «К5» задействована на сцене.
Как это выглядит на местности:
Картинки 4 и 5. Расстановка операторов на местности.
Если бы бюджет позволил, то можно было поставить на одну камеру больше и задействовать её на средних первых планах. Но в нашем случае бюджет 6-ю камеру уже не предусматривал.
Конечно, это не единственно возможная схема расстановки, но для КВН она зарекомендовала себя достаточно хорошо — потому мной и используется.
Световой занавес
Есть особая разновидность, которая создается при помощи света. Современное театральное оборудование позволяет заменить материи светом от прожекторов, который и будет выполнять функцию занавеса. Принцип его работы состоит в засветке взвешенных в воздухе частиц.
Есть два варианта создания такого занавеса: горизонтальный и рамповый. В первом случае ряды света прожекторов направляются горизонтально навстречу друг другу. Для обеспечения равномерности занавеса его нередко поддерживают черным, бархатным задником сцены.
Световой занавес отлично выполняет функцию перекрытия сцены от взглядов зрителей, а также играет роль особого выразительного приема, который при многократном повторе только усиливает свой эффект.
Складной театр из картона
Более долговечную конструкцию можно смастерить из картона. В ход обычно идут большие коробки из-под бытовой техники. Но можно приобрести и листовой картон.
Для создания складного театра понадобятся:
- гофрокартон;
- канцелярский нож;
- клей;
- карандаш;
- линейка.
Прежде чем приступить к работе, следует наметить макет на обратной стороне листа при помощи карандаша и линейки.
Просчитав размеры основной сцены и боковых стен, можно приступать к вырубке формы деталей, которые будут складываться между собой по принципу гармошки.
Картонный театр часто представляет собой имитацию теремка. На стенах хорошо смотрятся дверки и окошки. На переднем плане обычно располагаются крыша, расписанная узорами, и помост детского театра.
Можно сшить своими руками занавесочки из яркой ткани, имитирующие занавес. Яркие рисунки и узоры в народном стиле только дополнят образ сказочного домика.
Спектакль в дверном проеме
Сделать занавес в дверной коробке — самый простой и бюджетный способ.
Для этого понадобятся:
- плотная ткать;
- веревка;
- ножницы;
- нитки.
К отрезу материи нужной ширины следует пришить веревку, которая будет держать всю тканевую конструкцию. В качестве крепежа можно прибить пару гвоздиков или канцелярских кнопок к дверному проему.
Сцену поможет представить деревянная полочка из фанеры, установленная между дверными косяками на распорках.
Материал лучше выбирать темный или цветной, чтобы избежать ассоциаций с простыней. Для декора можно использовать тканевые аппликации, бусины, тесьму.
На веревке крепятся вырезанные из картона облака, луна и солнце.
На тканевой ширме можно устроить настоящий театр теней. Создать своими руками необычное световое представление может каждый, нужно лишь включить светильник по другую сторону занавеса.
Сцена для восходящей звезды
Театр в подвале от YES Spaces
Обустройство сцены для любимого чада – задача вполне достижимая, ведь не нужно стараться удовлетворить потребности всех членов семьи. Для начинающей звёздочки волне будет достаточно небольшой сцены в пустующем углу. Простая платформа, портьеры и соответствующая хобби тематика.
Сцена у окна от Organized Living
Сцена в свободном углу
Как ни странно прозвучит, но занавес играет не менее важную роль при оформлении домашней цены, чем сама платформа. Именно благодаря ему даже небольшой уголок можно превратить в великолепную сцену. Интересно выглядит и вариант платформы у окна.
Сцена из фанеры
Для спектаклей большого размаха, праздников и мероприятий стоит соорудить сцену для спектакля из фанеры.
Для деревянного театра необходимы следующие инструменты:
- лист фанеры;
- лобзик;
- наждачная бумага;
- дверные петли;
- шуруповерт.
Опираясь на предварительный чертеж изделия, следует выпилить лобзиком три заготовки. В центральной части вырубается окно, которое будет служить сценой для кукольных героев.
Неровные края зачищаются наждачной бумагой. Детали скрепляются между собой с помощью дверных петель для обеспечения подвижности.
Отделка деревянного кукольного театра может быть любой. Своими руками можно расписать стены акриловыми красками и покрыть лаком. Так изделие приобретет гладкость и дольше прослужит.
Театральный занавес. статья об оформлении сцены тканью, театральных шторах
25 дек. 2023
Театральный занавес – это декор из текстиля, который позволяет эффектно подчеркнуть особую торжественную атмосферу в актовом или концертном зале, театре. Статья о правилах выбора тканей для театрального занавеса и сцены.
Театральный занавес – это декор из текстиля, который позволяет эффектно подчеркнуть особую торжественную атмосферу в актовом или концертном зале, театре. Оформление сцены тканью – давняя традиция, которая прошла сквозь века и до сих пор сохраняет свою функциональность и производит нужное впечатление.
Еще до появления артистов на сцене, невольно мы обращаем внимание на детали и общую концепцию помещения и сцены, которые позволяют погрузиться в эту особую атмосферу, предвкушая самое главное событие. Занавес до последнего момента «держит» интригу и загадку самого сердца храма Мельпомены – закулисья. Поэтому театральные шторы всегда привлекают особое внимание зрителя.
Типологии
Выполняя многочисленные задачи, занавес театральный может быть разных видов. Есть несколько классификаций: по способу раскрытия, по функции в спектакле, по исторически сложившимся способам драпировки. Также можно выделить виды занавесов по способу управления и тяги, в этом случае называют ручные, механические, электрические и электронные механизмы.
Существуют попытки классифицировать драпировки сцены по материалу, из которых они изготавливались. Так, выделяют бархатные и полотняные занавесы. Но такое деление несостоятельно, поскольку занавес – это многослойная конструкция, которая включает внешний слой, а также внутренний, теневой, каждый из которых шился из разных тканей.
Ткани для украшения сцены
Как правило, ткани для штор подбирают в изысканной цветовой гамме от светлого бежевого до угольно-черного оттенков. Очень популярен насыщенный красный или бордовый цвет, а также изумрудный и золотой. Такие оттенки считаются благородными. Именно бархатные шторы издавна использовались для украшения сцены театров.
Нередко «одежду» для сцены шьют из негорючих тканей, что очень целесообразно с точки зрения безопасности. Но стоимость такого текстиля тоже соответствующая. При этом особой популярностью пользуются легкие и очень эффектные ткани, такие как органза и атлас.
Декорирование сцены подразумевает использование нескольких видов портьер, каждый из которых выполняет свою функцию:
- Арлекины – являются продолжением самого зала, таким образом, соединяя его со сценой.
- Кулисы – это одежда для сцены, позволяющая разделить ее на несколько уровней по глубине. Она представлена в виде парных штор, находящихся с противоположных сторон, именно за кулисами актеры готовятся к выходу на сцену.
- Падуги – неотъемлемая часть кулис, которая находится у их основания вверху. Она закрывает потолок и все необходимое, расположенное под ним оборудование.
- Задники – это портьеры, которые скрывают закулисье от взоров зрителей.
Устройство и оборудование
Театр, сцена только со стороны зрительного зала выглядят парадно и даже романтично. Еще в момент изобретения занавес представлял собой довольно сложный механизм, который со временем сильно модернизировался.
Для обеспечения плавного, синхронного и равномерного сдвижения и раздвижения занавеса используется единая приводная система.
Сначала она работала на ручной тяге, впоследствии — на электрической, сегодня же регулируется компьютерным управлением.
Для работы занавеса строится так называемая дорога. Существует несколько ее разновидностей: линейна, нелинейная, тросовая. Сегодня для движения занавеса используются сложные рельсовые системы, которые контролируются с пульта дистанционного управления.
Ширма
Занавес играет ключевую роль в театральном действе. Стоит определиться с форматом мероприятия, чтобы решить, какую именно ширму изготовить.
Можно сделать своими руками несколько маленьких кукол и устроить настольный театр.
Если же хочется создать масштабный праздник для множества гостей, необходимо смастерить большой занавес, за которой будут прятаться артисты с кукольными персонажами и реквизитом.
Главное требование — плотный непрозрачный материал, который скроет все тайны закулисной жизни от любопытных детских глаз.
Самыми простыми решениями являются:
Материалы можно объединять между собой для достижения большего эффекта. Какие же варианты ширм чаще всего используют взрослые, чтобы порадовать маленьких зрителей?