Классические обводы самодельных фанерных лодок. Как делаются самодельные лодки из фанеры

Volna~na~volge

После завершения основных строительных и доводочных работ по лодке Соло-Б2.0 у стены в гараже остался стоять лист «четвёрки» ФСФ сорта 2/4, 1,22 на 2,44 метра. Ну, стоит себе, ровный такой, хорошей стороной наружу… Да и давал себе зарок больше лодок не делать.

Год сей кусок фанеры лез в глаза, но я — кремень. Терплю. И вдруг, как в запой сорвался: а не сваять ли лодчонку для внуков мелких, чтобы и спускали сами, и грести учились, и ходили под двухтактной Ямахой-3, без ДУ, просто управляя за румпель с удлинителем.

Мои-то Саша, Лёша и Олег прошли в детстве, лет с шести, за рулём «Бесёнка» с «Прибоем». А чем их дети хуже? (Кто не знает, Прибой — советский двухтактник о пяти лошадках, лёгкий, надёжный, тихий, под 66-й и 72-й бензины, двухцилиндровый, а потому с низкой виброактивностью.)

Идея лодочки — максимальная простота изготовления методом СиС в сочетании с применением реечной обвязки транца; использование для обшивки листов фанеры указанного размера, т.е. готовый корпус будет не длиннее 2,4 метра. Под это ТЗ подходит лодка в стиле джонбота, позволяющая минимизировать трудоёмкость изготовления.

Но не плоскодонка, а как бы «неглубокое V», с внешней килеватостью на почти всей длине градусов 12, плюс/минус, в стиле моего же «Сармата». Ширина по днищу метр — метр двадцать. Так что, ожидаю глиссирование под Я-3 с экипажем общей массой до… Ну, вы поняли, вплоть до меня. Прошлой осенью рисовал эскизики, прикидывал варианты. Даже выстругал модельку и снял с неё выкройки бортов и днища:

Гараж-эллинг у меня неотапливаемый, посему детали пилю-стругаю на холоде, а клею дома, смолой ЭД-20 и полимочевиной ПУР-501. Благо супруга не возражает, лишь бы «без шума и пыли», а также без следов клея. Требования законные и несложно выполнимые. А как же!

В позапрошлом году видел в продаже фанеру нужных свойств, но с перламутровыми поперечными наружными слоями шпона… Класс, самое то для обшивки борта и днища лодочек в носу, т.е со сравнительно большой кривизной по линиям киля, скулы и борта; а цилиндрические и конические поверхности в сочетании с жёсткостью их образующих (два внешних слоя шпона поперёк!) вдоль ветвей шпангоутов дают возможность обойтись без днищевых стрингеров.

Но тогда не нужно было. Как обычно. Зато теперь поискал, безрезультатно: — «Как-то под заказ завезли, и втрое дороже». Ладно. Докупил ещё пару листиков обычной ФСФ 4 мм. Пришлось длинные листы половинить и склеивать на подкладках. Сори за вид на льду перед гаражом:

Получились гибкие в длину и жёсткие в поперечном направлении полотнища. То, что надо.

Вот примерно такая будет лодочка, водоизмещением ~120 кг при осадке по скуле или чуть более:

Реданы, брызгоотбойники скуловые, сиденья, прочие излишества «на потом». Рецесса не будет точно. Палуба (дека) с зауженным вырезом под кокпит, во избежание заливания при посадке малоопытного экипажа. Да и коробчатая конструкция кормы обеспечит необходимые прочность и жёсткость корпуса, по крайней мере, с моторами до пяти-шести л.с.

Думаю, пришивать транец проволокой либо хомутами не есть хорошо. Саморезы привычней, технологичней и надёжней, не смотря на то, что планирую сборку в паре киль-блоков и хотя бы с одним кондуктором — фальш-шпангоутом в носу.

(Второй раз публикую лодку, незаконченную и неапробированную… А оно надо? Терзают смутные сомнения. Мысли вслух…)

Продолжение следует.

Инструменты и материалы

Сегодня существует огромное количество различных лаков, пропиток и клеящих смесей для фанеры. Каждый элемент имеет свои преимущества и недостатки.Чтобы изготовить лодку, не нужно иметь какие-либо особые инструменты и материалы. Будут нужны следующие элементы:

  1. Фанерные листы. Для производства лодок в большинстве случаев используются листы из проклеенного шпона березы толщиной в 5 мм. Шпангоуты и киль вырезаются из толстой фанеры (12-15 мм).
  2. Древесина. Используется для монтажа внутренних распорок, оформления бортиков, сидений и других элементов. Рекомендуется приобрести обрезные доски из легких пород дерева. Чаще всего в продаже встречаются ель и сосна. Следует знать, что ель белее сосны и имеет большую водостойкость, потому ее рекомендуется использовать для обшивки. Однако не стоит забывать, что доски ели могут раскалываться в процессе забивки гвоздей.
  3. Шовный материал используется для скрепления отдельных элементов обшивки в единую конструкцию. Швы могут быть оформлены при помощи тонкой и гибкой проволоки, хомутов из пластика, капроновой лески большой толщины и других элементов.
  4. Клеящая смесь. Используется для обеспечения необходимой герметичности швам. Сегодня натуральные составы на казеиновой основе практически не используются. В большинстве случаев мастера применяют полимерные смолы.
  5. Специальные лаки и пропитки, которые способны защитить древесину от разрушения.
  6. Стеклоткань или другой материал для защиты швов.
  7. Водостойкая краска.

Понадобятся определенные геометрические параметры досок. Ширина элементов должна составлять 30 см, а толщина — 2,5 см. Для кормы и бортиков нужны доски длиной в 86,4 см.

Чтобы сделать надежные борты, для обшивки нужно использовать только качественные фанерные листы, которые не имеют трещин, сучков и других дефектов. Цена материалов лучших сортов выше, но только в таком случае можно быть уверенным в безопасности изготавливаемой лодки.

Понадобятся следующие инструменты:

  • пила для работы с деревом;
  • электрический лобзик с набором полотен различной длины;
  • машинка для шлифовки;
  • ручной инструмент;
  • струбцины для фиксирования фанерных листов в процессе склеивания;
  • несколько кисточек для пропитки, лакировки и окраски.

Как сделать джонбот из фанеры своими руками

Многие рыболовы- любители рыбачат на тихих водоемах. Самым простым и дешевым средством, с помощью которого можно добираться до рыбных мест – это джонбот из фанеры своими руками.

Читайте также:  Как построить простой маленький дачный домик своими руками: этапы строительства дачи (фундамент, пол, стены), постройка - советы, рекомендации, инструкции

Джонбот
Джонбот

Изготовление джонбота своими руками – занятие не только простое, но и интересное. Подготовка рыболовных снастей и сооружение легкого плавательного средства – обязательные ритуалы, которые каждый рыбак проводит с особым трепетом и аккуратностью.

Важно!

Джонбот относится к глиссирующим плавательным средствам. Применение джонбота при большой волне на водоеме из-за плоского дна может приведет к неконтролируемой качке и к разрушению его корпуса.

Какую лодку будем строить мы

Мы остановимся на постройке фанерной каркасной плоскодонной лодки, ввиду того, что материалы, необходимые для постройки такого судна не являются дефицитом и легкодоступны. Кроме того, такая лодка обойдется нам достаточно дешево, что будет неоспоримым плюсом.

Плоскодонная лодка очень удобна в своей эксплуатации, ее плоское дно позволяет перемещаться даже на мелководье – начать свое плавание можно будет от самого берега и совершать его даже по маленьким лесным речкам. Еще плоское дно обеспечивает лодке надежную устойчивость на воде, а материал изготовления хорошую плавучесть.

Конструкция каркасной фанерной плоскодонной лодки:

Плоскодонная лодка имеет весьма простую конструкцию, чем и привлекает к себе людей, желающих собрать лодку своими руками.

В ее конструкцию входят:

  • каркас, собранный из шпангоутов (поперечных ребер лодки) и килевой балки (продольный брус, идущий по центру и образующий киль – своеобразный позвоночник судна) – набор судна;
  • обшивка (в нашем случае из фанеры).

В судостроении каждая деталь имеет свое определенное название, которое путать не рекомендуется. Познакомимся с несколькими из них – дабы не упасть в грязь лицом при обсуждении вашей готовой лодки с профессиональным судостроителем, которому вы, возможно, решите похвастаться своим успехом.

Область применения

Джонботы применяются там, где нужна малая осадка и повышенная остойчивость, а именно для охты и рыблки, реже как хозяйственная грузовая лодка. Во время рыбалки (особенно) со спиннингом приходится перемещаться по всему кокпиту лодки, создавая крены. Во время охоты при стрельбе стоя, отдача также сильно раскачивает лодку.

Здесь остойчивость плоскодонок сказывается самым положительным образом. Также во время охоты и рыбалки часто встает необходимость зайти на лодке через бурелом или подводные препятствия или просто мелководье к оптимальному месту. Немецкое отделение Красного Креста по помощи при наводнениях используют в своей работе лодки типа джонбот.

Опыт самостоятельной постройки мотолодки «джонбот»


  В течение полугода я изучал вебсайты по строительству мотолодок и парусных судов и никогда не выходил ни в какой форум для общения, но, видно, как в любом деле, критическая масса превысила порог и появилось желание выйти со своей информацией по самостоятельному строительству лодки.

  Немного предисловия.
В принципе, у моих друзей было достаточно плавсредств для перемещения по акватории залива Петра Великого, но меня постоянно угнетала особенность «национального выхода в море». Как правило, яхта моего приятеля Игоря (АЛ 500) скидывалась на воду к середине лета в июле месяце, после того как все работы заканчивались (при моей безусловной помощи в данном деле), на установку мачты и прочее уходило еще пару недель. Затем яхта спокойно болталась в ковше КТОФа, а хозяину все некогда было выйти в море.

  Если все-таки удавалось договориться о выходе, возникала другая проблема. У Игоря утро начинается с часов с 12-14, и если мы договорились выйти с утра, то это еще ничего не значит. Прийдя с Женей (другой товарищ, заядлый рыбак и байкер-любитель) с утра на яхту и подготовив лодку к выходу в море, мы сидим и тупо уничтожаем запасы пива, а хозяин яхты названивает по сотику каждый час и предупреждает, что еще немного и он уже едет, но проходит час, другой, третий, пиво практически заканчивается, а Игоря все нет. И вот уже часам к 16 он появляется и говорит, что ему завтра с утра в аэропорт, поэтому идем до о. Елены — и назад. Или другой вариант. Спрашиваешь: когда в море? Не знаем. Вдруг звонок по телефону: «Игорь (это я), мы на яхте, срочно выезжай, через 20 мин. мы отходим на неделю в поход.» Естественно, настроения идти уже не бывает.

  После всех этих злоключений я пришел к выводу, что чужая лодка — это все равно как чужая жена. Поэтому понял, что проблему надо решать кардинально, то бишь иметь свое (свою). Но беда была в том, что после развода с первой супругой произошел раздел имущества (3-х комнатная квартира осталась у жены, а у меня «Корона-универсал» 1988 года) и зарплата минус алименты 3,3 тыс. рублей (госслужба), поэтому что-то купить по приемлемой цене не представлялось возможности. А тут еще в инете попался сайт stroim-dom-econom.ru, после которого и заболел самостоятельной постройкой мотолодки.

  Естественно, в качестве прототипа принял за основу «Джонбот», т.к все пишут, что не надо первой лодкой строить большой и сложный корабль. Месяца два изучал лодочные сайты, благо была еще зима и строить лодку было негде. В конце апреля, собравшись с духом, решил покупать фанеру. Изучая кораблестроительные материалы пришел к выводу, что оптимальным для меня (цена, качество) было использование обычной строительной березовой фанеры. Поделился планами с Женей (см. выше кто есть ху), тот тоже загорелся идеей построить себе лодку 2,5~3 м длиной, поэтому фанеру покупал на двоих в обычном строительном магазине, еще и получил скидку оптовую, потому что купил больше 10 листов, на транец купил лист толщиной 10 мм, листы оказались размером 1.5 х 1.25, толщиной 6 мм, поэтому и цена оказалась ниже. Доски б/у были в гараже (спасибо родному папе).

Читайте также:  Детский домик своими руками: 75 фото идей, чертежи и строительство

  После изучения цен на крепеж, который сейчас в достаточном количестве в магазинах, купил анодированных шурупов (заворачивал при помощи дрели с насадкой на первой скорости) разных размеров и приступил к строительству лодки, благо забортная температура (воздуха) в конце апреля 2003 года позволяла осуществить задуманное.

  Ранее изготовил несколько лодок в масштабе из плотной бумаги: хорошо подошел прошлогодний настенный календарь и лодки получились веселые, разноцветные.

  Женя к этому времени уже охладел к работе и под разными предлогами откладывал начало совместного строительства, а так как на календаре маячили майские праздники, откладывать было уже некогда, и я приступил к работе.

  Строить лодку начал в обычном капитальном гараже, в котором кроме авто находилось еще достаточно хлама, который за 25 лет скапливается в любом нормальном советском гараже, тем паче отец-дачник-пенсионер таскал в него все, что попадалось на глаза.

  Сначала я начал делать центральный шпангоут. Не имея достаточного опыта работы с деревом (средняя школа не в счет), понял, что на коленке много не навоюешь. Решил сделать в гараже небольшой столярный верстак, что с успехом получилось за 2 вечера (основная работа каждый день с 9 до 18 час.), для этого пришлось освободить в гараже угол, за что получил нарекание от отца, уж очень ему жалко было барахло, годами валявшееся в этом углу. Затем черед дошел и до шпангоута, честно говорю, что особо ничего не вымерял, шпангоут на эпоксидном клее и шурупах получился вполне. В качестве клея поначалу использовал судовую ремонтную аптечку, которая валялась в гараже энное количество лет, подозреваю не менее 25, но клей связывался нормально, в зависимости от количества отвердителя, хотя все добавлялось на глаз и температура окружающей среды была достаточно низкой 5 — 10 градусов ( широта Крыма).

  Затем очередь дошла и до фанеры. Ввиду того, что напарник «съехал с темы», я решил, что фанеры достаточно, для постройки приличной лодки (длина 4 метра) то бишь 1,5 1,5 1 метр с небольшим, высота борта, без учета развала 60 см (1.25/2), получалось вполне вместительно, можно брать народ, тем более есть кого.

  Нарисовал линию разреза на листах и попробовал распилить один лист ручной ножовкой, но не тут то было: березовая фанера — достаточно крепкий материал и, пропилив энное количество сантиметров, понял, что постройка лодки может растянуться по времени и силам, решил искать электроинструмент. Т.к купить свой не представлялась возможным (см. раздел зарплата), решил, что надо искать у друзей, благо такие в г. Владивостоке еще имеются. После непродолжительных поисков нашел электролобзик, но т.к дали видно с полотном по металлу, отставил лобзик от греха подальше, фанера горела , а пилиться не хотела. И тут, совершенно отчаявшись и решив все-таки купить свой лобзик с полотнами, узнаю, что у двоюродного брата есть ручная циркулярка, да плюс электрофуганок (ура!). Пообещав поставить бутылку (родня ведь), схватил инструмент и полетел опробовать в деле. Результат превзошел все ожидания, браво компании Макита, пила резала фанеру как зверь. Несмотря на большой диаметр диска, порядка 250-300 мм, получался даже криволинейный пропил большого радиуса. Раскроив фанеру и сложив заготовки стопочкой, с чувством полного удовлетворения поехал домой спать, т.к утром надо было на работу.

  На следующий день решил сшивать листы. В целях придания лодке более привлекательного вида решил сделать заусовку листов (считаю необязательным при первой постройке лодки). Электрофуганок отлично справился, только оборвал листы на краях, но ничего, решил, что заделаю эпоксидкой и стеклотканью.

  Подготовив листы к склейке, замесив достаточное количество клея (на два стыка), начал собирать борта и транцы, скрепляя стыки при помощи мелких гвоздиков. После того как собрал все корыто, без днища и шпангоутов, очень удивился, какая хлипкая получается конструкция (как же потом я буду по морю-то ходить?). При попытке водрузить эту конструкцию над машиной в гараже на заранее приготовленные поперечные трубы, сломался один стык (понадеялся на крепость клея, мало забил гвоздей). В расстроенных чувствах поехал домой.

  Отступление.
Во многих делах, когда что-то не получается, есть большое желание забросить все это гнилое дело, тем более если занимаешься один без посторонней помощи. Но потом проходит определенное время, как правило бессонная ночь, в результате которой, анализируя ошибки и находя решение проблемы, приходишь к мысли, что не все так критично, что есть силы и желание продолжить начатое дело.

  Вытащил корыто, начал соединять днище при помощи проволочных скрепок, конструкция стала приобретать необходимую жесткость, но борта все равно хлюпали. Закончив со сращиванием корпуса, начал заготовку лент из стеклоткани для проклеивания швов. Для этого использовал ткань, находящуюся все в той же судовой ремонтной аптечке. Конечно, лучше использовать ленту соответствующей ширины, но таковой на момент начала строительства я не нашел. Лента получается с осыпающимися краями, ее трудно промазывать клеем, нитки сыплются и путаются в шпателе, но другого варианта не было, поэтому приходилось мучиться дальше.

  После проклейки определенного количества швов заканчивается стеклоткань, возникает проблема покупки новой, но тут неожиданно встречается старый знакомый, у которого в гараже оказывается необходимая лента, которую он дает безвоздмезно, т. е. даром (все таки есть что то или кто то наверху ;-). Вся лента благополучно ушла на стыки.

Читайте также:  Как я строил бюджетный электро-вело чоппер / Хабр

  Дошла очередь и до установки шпангоутов. Т.к. длина лодки увеличилась по сравнению с аналогом, потребовался еще один шпангоут, который тут же был сделан по месту. На оба шпангоута водрузил по банке , которые сделал из досок, подходящих по толщине.

  Т.к. лодку планировал все таки использовать под мотором, кормовому транцу уделил особое внимание. На внешний лист пошла фанера 10 мм, затем две доски 20 мм, которые накрыл листом фанеры 6 мм плюс две кницы. В итоге все, конечно, утяжелило конструкцию, но зато прочность оказалась значительной (испытано на моторе Меркюри в 15 л.с.).

  После определенного момента в строительстве лодка приобрела значительный вес, я уже не мог самостоятельно установить лодку на место, поэтому дальнейший этап строительства проходил в перевернутом состоянии под потолком гаража. Спасибо мужикам, членам гаражного кооператива, они помогали на некоторых этапах вытаскивать лодку из гаража и возвращать на место.

  Установил привальный брус, который был склеен из трех реек, после чего лодка была готова к покраске.
Изучая рекомендации строителей лодок, пришел к выводу, что обклеив днище лодки стеклотканью в два — три слоя я получу такой вес лодки, что вдвоем ее не только будет невозможно поставить на багажник авто, а планировалась именно такая транспортировка, но и вообще придется использовать прицеп, что вообще то не входило ни в какие планы. Поэтому принял решение проолифить лодку на два раза и покрасить. Плюс этот вариант предпочтителен по экономическим соображения.

  Готовая лодка изнутри выглядела очень симпатично. Решил внутреннюю часть покрыть прозрачным лаком, для этого пошел в магазин для поиска подходящего. Подойдя к полке с «Тикурилой», понял, что цены на данный продукт буржуинской нефтехимии достаточно завышены, поэтому свой выбор остановит на турецком, о чем впоследствии не пожалел, т.к. лак выдерживает попадание бензина.
Покрыв лаком внутреннюю часть на два раза и покрасив наружный борт и днище обычной ПФ-115, получил законченный продукт.

  Пространство под носовой банкой забил пенопластом и сделал глухую крышку, кормовую банку и борта в корме также обклеил пенопластом. И еще, уключины сделал на заводе, сказали что нержавейка, но потом поржавела, обманули. Весла также самодельные: одно обточено из клееного бруса, второе — цельное, лопасти закрепил на деревянных штифтах и обмотал стеклотканью (за сезон не сломались).

  Итого на лодку ушло 4000 рублей (2003 год): фанера, шурупы, краска, лак, клей, уключины, веревка, якорь, цепь. Плюс порядка двух месяцев работы одного человека по вечерам и выходным.

  На рыбалку ходим втроем-вчетвером, грузоподьемность достаточная. Самый дальний поход — бухта Алексеева о. Попова. Вдвоем с вещами на три дня под ямахой 8 сил спокойно выходит на глиссирование. Лодку еще не регистрировал в ГИМСе, планирую в этом году. Обидно, что Приморские предприятия, «Прогресс», например, не выпускают простейшие дюралевые лодки подобного класса, которые бы пользовались спросом у определенного круга покупателей.

  P.S. пожалел, что не принял участие в акции «Чистый берег» из-за того, что лодка незарегистрированная.

Покраска лодки

Вот и все, ваша лодка готова. Позади усердный труд, а прямо перед вами ваше детище, сотворенное собственными руками. Теперь осталось собрать удочки, накопать червяков, спустить лодку (достаточно легкую, так как обшита она фанерой) на воду и отправиться в путь или как минимум на небольшую прогулку.

Но важно оставить в этой статье один совет – никогда не забывайте про собственную безопасность. Нет ничего дороже человеческой жизни, и никакая удачно пойманная рыба ее не окупит. Заполните свободное пространство в носу лодки и между шпангоутами пенопластом или пластиковой тарой.Если у вас есть – то наденьте спасательный жи Также нам понадобится фанера для обшивки толщиной:

  • на борта – 5 миллиметров;
  • на днище – 6 миллиметров.

Кроме всего прочего, понадобятся и инструменты. Их список:

  • молоток;
  • ножовка;
  • электролобзик;
  • стамеска;
  • рубанок;
  • наждачная бумага;
  • метр;
  • линейка;
  • карандаш строительный;
  • отвес;
  • уровень;
  • клей эпоксидный.

После подготовки необходимых деталей конструкции можно приступить к сборке каркаса.

Преимущества

Плоское дно джонбота способствует усилению ее остойчивости по сравнению с лодками с килеватой, V-образной формой днища. Кроме того большим достоинством таких лодок является их малая осадка, что позволяет использовать их в мелких реках. Джонботы с усиленным днищем разрабатываются для хождения по заросшим и загрязненным рекам с малой вероятностью получить пробоину.

Простейшая мотолодка

Длина общая3.2 м
Ширина1.32 м
Высота борта0.38 м
Вместимость3
Вес48 кг
Мощность двигателя2-8
Конструкция корпусаФанера (сшей и склей)
Галерея6 фото
сравнить

Типы лодок

Лодки в зависимости от конструкции, глубины погружения, формы корпуса, двигательной силы и материала изготовления бывают различных видов.

Основные типы лодок по виду материала:

  • резиновые (надувные);
  • металлические;
  • деревянные;

По типу движущей силы существует три основных вида лодок:

  • гребные (весельные);
  • моторные;
  • парусные.

Также лодки делятся на виды по типу конструкций:

  • долбленые лодки – выдолбленные (или выжженные) из древесного ствола;
  • лодки составные – собраны из двух-трех или более частей;
  • каркасные – жесткая конструкция покрыта обшивкой (брезент, дерево, кора, фанера).

И, наконец, лодки различаются по типу посадки на воду:

  • плоскодонные;
  • круглодонные;
  • килевые.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *