Дельтаплан с тройной мачтой
Сложить с тройной мачтой дельтаплан своими руками довольно сложно. В данном случае гнутики подходят только алюминиевого типа. При этом трубы в диаметре минимум обязаны составлять 2.3 см. В первую очередь устанавливается киль. Для его фиксации используется натяжной трос.
Далее придется воспользоваться сварочным аппаратом. Затем устанавливается растяжка для тросов. В конце работы останется только зафиксировать центральный узел. Швеллер в данном случае желательно использовать с пряжкой. Дополнительно следует отметить, что заглушку необходимо подбирать только из профильной трубы. При этом накладки многие специалисты рекомендуют использовать резиновые.
14 комментариев
Масса дельталёта не должна превышать 500 кг… Интересно, сколько весит сверхлёгкий летательный аппарат (СЛА), о котором повествовалось в начале статьи. Указано лишь, что одно из его преимуществ – маленькая масса, и стартуют они за счёт силы разбега пилота. И двигатель на нём малой мощности. Значит, не больше 40 кг? Или я ошибаюсь?
крыло атлет и атом расчитываются и делаются на нормальную массу за пол тонны но изза усилений они сами одни только крылья весят 60 с лишним килограмм. запас по перегрузкам 3-4 единицы обычно. болт навески крыла диаметром 8 мм ст30хгса разрушающая 8 с лишним тонн но стоит ли нагружать до максимума уменьшая запас прочности! дельтик хоть весь моторами об лепи он все равно остается тихоходным балансирным планером! он не любит термиков не любит ультрафиолета не любит рывков не любит превышения скорости у него ограничения по скорости ветра от мастерства пилота в пределах не выше 6-8 метров в секунду и более того он для хорошей погоды. как на шашлыки в поле выезжают вот такая погода ему хороша. и самое главное рассчитывайте силы перед приведением крыла в собранное состояние его надо аккуратно ворочать сначала и потом его надо распаковать и собрать чем мощнее крыло тем тяжелее потом его надо навесить на телегу собранное а это его надо поднимать и попасть болтом в узел навески и продублировать страховкой потом приятное после занятий такой штангой полеты и как все устали к вечеру вымотались . его крыло надо потом еще обратно разобрать и уложить это снова упражнения со штангой в течении часа.
В среднем около 110 кг. Они очень удобны, так как на лётные аппараты весом до 115 кг не нуждаются в специальном разрешении.
В детстве я мечтал собрать свой велодельтаплан и часто делал зарисовки и чертежи, где в качестве подъемной тяги должны были работать ноги и даже руки. В последствии я понял, что физической силы для разгона на ровном месте будет маловато и будущее все – таки за мотодельтапланами.
Здравствуйте статья очень понравилась.Подскажите где можно приобрести крыло на двухместный мотодельтаплан.Спасибо.
по всем вопросам можеш найти инфу на ассоциации экспириментальной авиации все есть там
Дельталеты
Этот летательный аппарат имеет корпус, колесное, лыжное или поплавковое шасси, мотор с толкающим винтом и крылом управления (как у дельтаплана, но большей площади). Взлетная масса дельталета не должна превышать 495 кг с земли, 500 кг — с воды (по классификации Международной авиационной федерации).
В основном их делают с трехколесными шасси, которые в зимнюю пору заменяют на лыжи. Если планируется полет с водной поверхности, то дельталет снабжается поплавками. Бывает, когда у ЛА вместо модуля стоит корпус-лодка. Такой вид подразумевает полеты только с воды.
Крыло дельталета представляет собой дюралевый каркас, который разделен стальными тросами и обтянут мягкой дакроновой обшивкой. Он закрепляется при помощи шарнира к модулю (мототележке).
Горнолыжный центр Логойск — самый известный из зимних курортов Беларуссии.
Помните, что такое азимут? Здесь вы можете прочитать о том как правильно ориентироваться с помощью компаса.
Любой дельталет дает авиатору больше возможностей, так как он не ограничивается полетами в воздушных потоках, а зависит от объема топливного бака и наличия в нем топлива. На дельталете можно осуществлять полеты при разных погодных условиях. Плюсами дельталета являются:
- малый вес в собраном виде;
- простая сборка и разборка;
- удобная эксплуатация и обслуживание;
- универсальность (использование в качестве глиссера или аэросаней);
- практически не ломается;
- неприхотливость в отношении скорости и направления ветра.
Для взлета необходим ровный укатанный участок поверхности, который имел бы в длину от 150 до 250 м; для посадки — от 100 до 150 м. Тележка при разбеге не должна подпрыгивать. Большинство полетов на дельталете происходят на высоте 150-500 метров, хотя при желании можно подняться и до 5000.
Инструкция
1. Уясните для себя конструкцию мотодельтаплан а. Обычно он состоит из трубчатого каркаса, тросовой системы растяжек, шасси, силовой установки и крыла. Для изготовления мотодельтаплан а используйте готовые чертежи либо закажите план летательного агрегата в специализированном конструкторском бюро.
2. В качестве силовой установки используйте лодочный мотор, скажем, «Вихрь-30». Оборудованный клиноременным редуктором, он дозволяет получить тягу около 80 кгс.
3. В качестве прототипа крыла мотодельтаплан а используйте крыло одной из моделей спортивного дельтаплана. Различие крыла агрегата, снабженного силовой установкой, в том, что собирать крыло следует из труб большего диаметра и с увеличенной толщиной стенки.
Крыло изготовьте в три этапа: сначала обшивку, после этого каркас, а в последнюю очередь осуществите окончательную сборку и доводку. При соединении полотнищ крыла используйте двойственный шов типа «зигзаг». Поверх обшивки пришейте для усиления четыре слоя ткани.
Усильте также заднюю кромку крыла поверх обшивки.
Компоновка двигателей
Различают несколько категорий закрепления двигателя:
Мотодельтаплан: компоновки и схемы
Дельтапланеризм, в 70-х годах переживавший период бурного развития, за короткий срок стал популярнейшим видом спорта. Секрет успеха объясняется прежде всего простотой конструкции и уникальными летно-техническими характеристиками летательных аппаратов.
Меньше десятилетия потребовалось дельтапланеризму, чтобы стать олимпийским видом спорта. А желание спортсменов расширить возможности дельтаплана за счет старта с равнинной местности и набора высоты при отсутствии восходящих потоков привело к тому, что стали появляться дельтапланы, оборудованные двигателями.
Мотодельтапланы того периода отличало большое разнообразие схем и компоновок, смелый поиск оптимальных технических решений. В 1981 — 1983 годах такие решения были в основном найдены, и последовал бум в развитии этих летательных аппаратов (ЛА).
Но, прежде чем говорить о достоинствах и недостатках схем и компоновок мотодельтапланов, необходимо определить, что же следует понимать под термином «мотодельтаплан».
По существующей международной классификации к сверхлегким летательным аппаратам относятся безмоторные ЛА массой не более 60 кг и моторные ЛА массой не более 150 кг и площадью крыла не менее 10 м 2 . Эти определения приняты в 1981 году Международной авиационной федерацией с целью регистрации рекордов.
Согласно этому определению дельтапланом называется сверхлегкий летательный аппарат, аэродинамическая несущая поверхность которого формируется под воздействием потока на упругую среду «обшивка — каркас» и управление которым осуществляется за счет перемещения центра масс относительно крыла.
Развитие моторных сверхлегких летательных аппаратов, или, как еще их называют, сверхлегких самолетов (СЛС), идет по двум направлениям: СЛС, которые управляются рулевыми аэродинамическими поверхностями (рули высоты и направления, интерцепторы, элероны), и СЛС с балансирным управлением — мотодельтапланы.
Существенным признаком последних является силовая установка. В связи с этим определение дельтаплана может быть в полной мере перенесено на мотодельтаплан с прибавкой определения «моторный».
На рисунке 1 приведены основные схемы и компоновки мотодельтапланов, встречавшиеся на всех этапах их развития. Первую группу образуют МД, стартующие за счет разбега пилота. К преимуществам аппаратов этой группы относятся малая масса конструкции, возможность устанавливать на них маломощные двигатели, использовать для старта неровные площадки.
Рис. 1. Компоновочные схемы мотодельтапланов:
1 — с двигателем на спине пилота, 2 — с двигателем под крылом, 3 — с двигателем на мачте, 4 — с двумя двигателями на крыле или подкосах, 5 — с двигателем на мототележке, 6 — с двигателями на крыле или подкосах, 7 — с двигателем на фюзеляже, 8 — с двумя или несколькими двигателями на мототележке.
Однако их нельзя применять для транспортирования полезного груза, при выполнении старта на долю пилота выпадают большие физические нагрузки; безопасность же полетов ниже, чем у МД второй группы. Анализ авиационных происшествий на дельтапланах показывает, что подавляющее большинство тяжелых травм происходит при ударе головой или грудью о землю.
Дело в том, что пилот такого мотодельтаплана (равно как и спортивного аппарата) не зафиксирован жестко относительно конструкции, а находится в мягкой подвесной системе, допускающей маятниковое перемещение относительно крыла. При сваливаниях, которые возможны во время полетов вблизи земли на малой скорости, мотодельтаплан сталкивается с землей, когда его траектория круто наклонена; в подобной ситуации корпус пилота наклонен вперед, что увеличивает вероятность неприятных последствий.
Характерным признаком мотодельтапланов второй группы является шасси — колесное или поплавковое (при старте с воды). Эти аппараты способны перевозить полезный груз, взлет и посадка на них сравнительно просты, а уровень безопасности полетов выше, чем на МД первой группы.
Мотодельтапланы первой группы имеют то же применение, что и мотопланеры. Их компоновки отличаются в основном расположением двигателей. Компоновка любительских аппаратов № 1 с двигателем на спине пилота встречается крайне редко. Она наименее безопасна, полет на таком МД требует от пилота особого внимания и напряжения при старте и к тому же характеризуется крайне низким уровнем комфорта.
Одной из разновидностей этой компоновки является аппарат с жесткой подвесной системой пилота, к которой крепится двигатель.
Компоновку № 3 с двигателем, расположенным на мачте крыла, использовали на начальном этапе конструирования мотодельтапланов. Основной недостаток схемы заключался в том, что линия действия тяги располагалась значительно выше центра масс и точки подвески пилота.
В результате изменение силы тяги сильно влияло на величину продольного момента, а следовательно, на продольную устойчивость. На некоторых режимах такие аппараты проявляли склонность к потере продольной устойчивости и управляемости, а в практике их летной эксплуатации случались «кувыркания».
Компоновка № 4 с двигателями на подкосах или на крыле также не получила широкого признания из-за усложненной по сравнению с другими мотодельтапланами этой группы конструкции, к тому же такие МД оказались менее удобными в эксплуатации. Заметим, что двухмоторный летательный аппарат имеет некоторое преимущество перед одномоторным только в тех случаях, когда он может балансироваться и продолжать полет с одним работающим двигателем. У рассматриваемого варианта балансировка при одном работающем двигателе практически невозможна.
Наиболее популярной в первой группе МД стала компоновка № 2.
Силовая установка такого мотодельтаплана состоит из двигателя, длинного полого стержня, соединяющего двигатель с опорой воздушного винта, вала привода и самого воздушного винта. Конструкция обеспечивает быстрый монтаж силовой установки на крыло. Кроме того, винт находится сзади и далеко от пилота, что несколько повышает комфорт и безопасность. Аппараты этого типа выпускаются за рубежом серийно.
Среди мотодельтапланов с шасси наиболее широко распространена компоновка № 5. Мототележка (подвесная система) крепится к крылу через шарнир, имеющий не меньше двух степеней свободы в угловом движении. Силовая установка, кресло пилота, шасси, оборудование и другие элементы закреплены на мототележке.
Эти мотодельтапланы просты в эксплуатации, не сложны по конструкции, что позволяет быстро разбирать и собирать их, заменять крыло. Они более комфортабельны, а управляются так же, как и спортивные дельтапланы. Мототележка приспособлена для перевозки грузов и пассажиров. При снятом крыле она может служить наземным транспортным средством.
Встречается среди любительских мотодельтапланов и компоновка № 6. Ее достоинство — малая масса; недостатки — невозможность управления по тангажу и крену при разбеге и пробеге.
На первом этапе развития мотодельтапланов разрабатывались схемы с балансирным управлением по одному или двум каналам и с аэродинамическим по остальным (компоновка № 7). В дальнейшем, правда, оказалось, что достаточно эффективным аэродинамическое управление при столь малых скоростях полета может быть лишь при использовании рулевых поверхностей большой площади.
Следует отметить, что управление с помощью аэродинамических поверхностей приводило к усложнению конструкции и увеличению массы аппаратов. В то же время эксплуатация МД с компоновкой № 5 выявила достаточную эффективность балансирного управления. Именно поэтому от использования смешанного управления довольно быстро отказались.
Компоновки № 8 и № 5 аналогичны и различаются лишь числом двигателей. Аппараты с двухмоторными тележками строятся в настоящее время только как экспериментальные. Некоторым преимуществом таких МД перед другими «двухмоторниками» является возможность балансировки и продолжения полета при одном работающем двигателе.
Наибольший интерес с точки зрения практического применения представляют МД компоновки № 5. По сравнению с другими сверхлегкими самолетами они наиболее просты и дешевы, обладают хорошей эксплуатационной технологичностью и ремонтопригодностью. В частности, мотодельтаплан примерно в два раза дешевле схематических сверхлегких самолетов с аэродинамическим управлением.
Рис. 2. Схемы мототележек:
1 — вантовая, 2 — панельная, 3 — ферменная, 4 — балочная.
Гораздо больше конструктивного разнообразия в мототележках. На рисунке 2 представлены четыре типа применяемых в настоящее время тележек. Вантовая содержит минимальное количество стержней, расчаленных тросовыми растяжками. Она получила распространение благодаря минимальной массе, хорошей производственной и эксплуатационной технологичности.
Большой интерес представляют мототележки панельной схемы. Они содержат минимальное количество силовых элементов — стержней, из которых делаются плоские панели, стыкующиеся затем между собой, и лишь ненамного тяжелее вантовых при примерно равной производственной и эксплуатационной технологичности. Трудоемкость изготовления мототележек вантовой и панельной схем одинакова.
Мототележки панельной схемы имеют высокую прочность и надежность. Они способны воспринимать ударные нагрузки, возникающие при аварийных посадках, обеспечивают пилоту большую безопасность, реже ломаются. Чаще всего их проектируют для мотодельтапланов, которые предполагается эксплуатировать в жестких условиях с неподготовленных взлетно-посадочных площадок.
Ферменные мототележки состоят, как правило, из двух или нескольких пространственных ферм. Схема широко не используется, хотя по сравнению с другими такие тележки прочнее, да и поломка одного из силовых элементов не нарушает работоспособности всей системы.
Мототележка балочной схемы представляет собой сложную полую балку с работающей, чаще всего стеклопластиковой, обшивкой. Она наиболее комфортабельна, имеет меньшее аэродинамическое сопротивление. С другой стороны, сделать ее значительно сложнее, нежели тележки иных схем. К тому же она не складывается, что усложняет транспортировку.
Очень часто, кстати, встречаются и «гибриды», включающие элементы различных схем.
Классическим примером МД с балочной мототележкой является Т-4, разработанный специалистами ОКБ имени О. К. Антонова. Его аэродинамическая основа — спортивный дельтаплан той же фирмы «Славутич-Спорт» с усиленным каркасом. Мототележка стеклопластиковая, выклеенная по матрице.
В местах стыковки с подвесной системой крыла, двигателем и шасси установлены закладные металлические элементы. Т-4 предназначен для выполнения тренировочных полетов и участия в соревнованиях. Этот аппарат неоднократно использовался для выполнения показательных полетов на спортивных праздниках и смотрах-конкурсах СЛА.
Рис. 3. Мотодельтаплан Т-4 ОКБ имени О. К. Антонова — классический аппарат с балочной мототележкой.
В двухместном мотодельтаплане МАИ-2, созданном под руководством студента-дипломника А. Русака, применена панельная мототележка. Этот аппарат демонстрировался на всесоюзном смотре-конкурсе СЛА-85, где был высоко оценен специалистами и занял первое место в своем классе. Его единственный недостаток — ненадежная силовая установка на базе двигателя «ЧЗ—400».
Рис. 4. Двухместный мотодельтаплан МАИ-2 конструкции А. Русака с панельной мототележкой.
Одна из наиболее удачных конструкций вантовой тележки у серийного французского мотодельтаплана типа «Космос». Этот аппарат удобен в эксплуатации, легко разбирается и быстро монтируется. Привести его из транспортного состояния (крыло в пакете размерами 4500X350 мм, сложенная мототележка) в рабочее можно за 10 мин., и сделать это по силам одному человеку.
Рис. 5. Серийный французский аппарат типа «Космос» с вантовой мототележкой.
Почти все стержни в мототележке изготовлены из труб Ø 53 мм с толщиной стенки 1,3 мм, причем продольный и вертикальный стержни усилены по всей длине трубами 50Х1,3 мм, заложенными внутри. Кроме того, вертикальный стержень имеет страховочную тросовую растяжку, которая с одной стороны крепится к элементам узла подвески, а с другой — к болту узла фиксации вертикального и продольного стержней.
Опытная эксплуатация МД «Космос» показала, что он требует очень «нежного» отношения и не рассчитан на грубые посадки, избежать же их не в состоянии даже высококвалифицированные пилоты.
Рис. 6. Двухместный экспериментальный мотодельтаплан с ферменной мототележкой «Поиск-03», созданный в СКБ МИИГА.
При создании экспериментального двухмоторного мотодельтаплана «Поиск-03» мы выбрали для мототележки ферменную схему. Она представляет собой два модуля — верхний, изготовленный из труб Ø 34 мм (толщина стенки 1,5 мм) и нижний из труб Ø 36 мм (толщина стенки 2,5 мм).
Следует отметить, что большая конструкторская и лeтнo-иcпытaтeльнaя работа, проведенная в СКБ института, позволила выявить наиболее удачные схемы мотодельтапланов, их преимущества и недостатки. Мы думаем, что читателям «М-К» будет интересно поближе познакомиться с одним из наших аппаратов. Подробнее о нем — в одном из следующих номеров.
Основные характеристики мотодельтапланов
И. НИКИТИН, руководитель СКБ МИИГА
Мотодельтапланы
Сверхлегкие летательные конструкции развиваются по двум направлениям:
- Управление рулевыми аэродинамическими поверхностями, к которым относится элерон, интерцептор и т.д.
- Балансирное управление
Дельтапланы относятся к летательным аппаратам с балансирным управлением. Были успешные попытки сделать крыло с рулевыми поверхностями, но это слишком усложняет конструкцию и снижает ее надежность.
Не пропустите нашу подборку пяти лучших фильмов про авиацию.
Телегу от дельталета используют и для полетов с парапланом. Об этом рассказано в другом нашем материале.
Появился новый вид летательной конструкции, которой дали название мотодельтаплан (МД). Существует несколько групп сверхлегкого летательного аппарата (СЛА).
I группа — СЛА, которые стартуют за счет силы разбега пилота, и имеют следующие преимущества:
- Маленькая масса;
- Возможность установления двигателя с малой мощностью;
- Использование для старта площадок с неровной поверхностью.
II группа СЛА — имеет шасси, которое бывает колесным или поплавковым. Второй вариант используется для старта с водной поверхности. Вторая группа МД имеет возможность перевозки полезного груза. Аппараты более безопасны, чем из первой категории, так как пилот жестко зафиксирован ремнями и огражден конструкцией; просты в плане взлета и посадки.
При посадке часто происходят ситуации, когда мотодельтаплан сталкивается с поверхностью земли, если его траектория сильно наклонена. Тогда пилот, находящийся под наклоном вперед, может сильно удариться головой или грудью о землю. Единственное защитное действие, которое может предпринять пилот, это завершить полет на СЛА, ногами «поймав» поверхность земли.
Как выбрать лонгборд при покупке и не ошибиться, читайте на нашем сайте.
Не замерзнуть занимаясь зимними видами спорта вам поможет термобелье. Особенно если вы прочитаете нашу статью и подберете именно то, что вам нужно.
Настольная книга конструктора и пилота
Расцвет исследований и экспериментов в области дельтапланов в СССР пришелся на 70-е годы. Что дало толчок бурному развитию в начале 80-х моторных сверхлегких летательных аппаратов. Книга «
Мотодельтапланы: Проектирование и теория полета
» была написана Клименко А.П. и Никитиным И.В. — непосредственными участниками тех легендарных событий.
Не смотря на прошедшие годы, большая часть информации в этой книге не утратила актуальность. Она до сих пор считается настольной книгой конструктора и летчика мотодельтаплана. И, хотя эта книга не переиздается в наше время, благодаря развитию информационных технологий, мы можем предложить всем желающим электронную версию книги в формате PDF: Мотодельтапланы: Проектирование и теория полета
Особенности устройства
Мотодельтаплан представляет собой одноместное летальное устройство сверхлегкой массы. Аппарат не имеет колесного шасси, поэтому взлет и посадку производит пилот, используя собственные ноги. Конструкции оборудованы двигателем, что позволяет совершать полеты при отсутствии ветра, что практически невозможно при использовании обычных дельтапланов. Еще одно достоинство агрегата – возможность приземления в месте старта.
Основой любого мотодельтаплана является трубчатый каркас. Материал, который используют для его производства, – дюралюминиевые трубы разного сечения. Необходимую жесткость крыла обеспечивает специальная система тросов. На остов дельтаплана натягивают прочный легкий текстиль. Ранее для этих целей применяли парашютный шелк, сегодня – ткани, изготовленные из полимерных волокон.
Несущую конструкцию мотодельтаплана выстраивают вокруг килевой трубы, в центре устанавливают поперечину. Именно она служит для повышения прочности крыла. В центре масс всего устройства монтируют вертикальную распорку и управляющую трапецию.
Трапецию производят из дюралевой трубки с тросовыми растяжками. Шнуры натягивают в нижней и верхней плоскости устройства.
Дельтаплан, оснащенный мотором, может развивать скорость от 40 до 150 км/ч, рекордные показатели – 170 км/ч. К преимуществам современных летательных аппаратов относят:
- универсальность, компактность для хранения;
- мотодельтаплан – практически полноценное транспортное средство;
- интуитивно простое управление;
- яркие ощущения полета, поскольку кабина отсутствует;
- возможность совершения прыжков с парашютом;
- простота ремонта и сервисного обслуживания.
Сегодня существует множество летных школ, где каждый желающий сможет освоить азы управления мотодельтапланом. Впрочем, есть у данного аппарата и некоторые недостатки. Полеты без специального закрытого шлема не очень приятны, особенно в холода, низкий уровень комфорта по сравнению с самолетом.
В настоящее время моторный дельтаплан используют лишь для развлечения, совершения прогулок и спортивных турниров. Нередко компактные устройства находят применение в сфере сельского хозяйства, например, для обработки полей пестицидами.
Форма крыла мотодельтаплана напоминает греческую букву «дельта». Отсюда и пошло название летательного аппарата.
Самостоятельная сборка дельтаплана без мотора
Работу следует производить на чистой гладкой поверхности, она включает в себя несколько этапов:
- Сборка трапеции. Ручка управления свинчивается с нижними концами стоек трапеции. Зачастую стойки не являются цельными, а состоят из консолей, которые соединяют бужи (трубки с меньшим диаметром). Если каркас изготавливается своими руками, необходимо точно рассчитать места эксплуатационных разъемов и их количество, от этого будет зависеть прочность и легкость всей конструкции. Правильный расчет производится исходя из габаритов аппарата.
- Закрепление верхних частей стоек трапеции. Верхние части стоек трапеции сводятся в верхнем узле и фиксируются при помощи защелки.
- Крепление килевой трубы. Килевая балка посредством шарнирного соединения фиксируется на собранной конструкции, соединяясь с боковыми трубами в носовой области, что придает летательному аппарату обтекаемости. Она является неотъемлемым элементов при креплении основных составляющих каркаса.
- Крепление мачты. В верхней части центрального узла устанавливается мачта, она необходима для закрепления верхних частей натяжных тросов и служит для них опорой.
- Установка паруса. Парус раскладывается, ставится на трапецию, крылья разводятся в стороны, в карманы паруса заводятся латы, крылья фиксируются поперечной балкой при помощи пластин и болтов с передней кромкой крыла, образованной боковыми трубами. При раскладке данного элемента необходимо следить за тем, чтобы ни один из тросов не попал под килевую балку. Для обшивки следует выбирать ткань, которая способна выдерживать аэродинамические нагрузки и не деформирует опоры.
- Крепление тросов. Передние и нижние троса крепятся к носовому узлу при помощи быстросъемной защелки. Троса служат для придания жесткости сборной конструкции и обеспечения регулировки управления летательным аппаратом. Если сборка дельтаплана производится из составляющих, изготавливаемых своими руками, тросы следует подбирать высокой прочности и хорошего качества: от этого будет зависеть безопасность спортсмена.
Во время сборки дельтаплана необходимо обращать особое внимание на правильное крепление и фиксацию нижних тросов. Летательная способность и прочность аппарата будет зависеть от надежности соединения трубчатых модулей. Открытые концы каркасных труб можно закрыть пластиковыми заглушками.
Собираем мотодельтаплан своими руками
Дельтапланеризм в России имеет довольно солидную историю. Полетам на дельтаплане обучали еще в ДОСААФ. Тем не менее, нельзя сказать, что дельтапланерный спорт находится в пике своего развития. Производство мотодельтапланов с международным уровнем качества практически отсутствует.
С другой стороны, у энтузиастов, желающих научиться летать на мотодельтаплане зачастую не хватает средств на приобретение нового аппарата (новый мотодельтаплан стоит не менее 250 тысяч рублей). Частичным решением проблемы является организация региональных клубов дельтапланеристов.
Где можно купить мотодельтаплан или дельталет вскладчину. Расходы на содержание и обслуживание аппарата также распределяются на участников клуба. Кроме того каждый вносит посильную помощь в ведении аэроклубного хозяйства (взлетно-посадочная полоса должна поддерживаться в надлежащем состоянии, ангары, где хранятся аппараты тоже требуют ухода и т.п.) Новичкам такие аэроклубы могут предложить обучение полетам на мотодельтаплане.
Кроме того, многие мастера успешно собирают дельтаплан с мотором своими руками. Для этого по-отдельности приобретаются различные модули. Вот к примеру перечень деталей, которые необходимо купить для того, чтобы сделать мотодельтаплан своими руками:
- Крыло дельтаплана — новое будет стоить от 50 тыс. рублей
- Модуль или «тележка» — готовая к эксплуатации стоит примерно 75 тыс. рублей
- Двигатель — часто используют от небольших иномарок. Например Suzuki G13BB — 50-60 тыс. рублей
Конечно же, могут быть различные варианты. Например телегу вы можете спректировать и собрать по чертежам, тогда вам нужно будет купить лишь шасси и приборную панель.
Создание дельтаплана с мотором
Как и сборка классического дельтаплана, работа над созданием дельтаплана с мотором состоит из нескольких шагов:
- Изготовление крыла. Вначале изготавливается обшивка. Из плотной ткани по картонному шаблону выкраивается заготовка. Раскрой ткани необходимо производить при помощи паяльника с острым жалом. Сшиваются полотнища зигзагом, пришиваются боуты, усиливается задняя кромка. Изнутри заготовки пришиваются карманы для лат. Пришиваются застежки и лямки под шнуры. К изделию приклеивается обтекатель, верхняя обшивка сшивается с нижней, пришивается килевой карман, обшивается носовая часть изделия и мачтовое отверстие. Далее изготавливается каркас, при сборке которого необходимо особое внимание уделить его узловым соединениям. На этапе сборки крыла парус надевается на каркас, пропускаются и закрепляются тросовые растяжки.
- Закрепление крыла на каркасе. Готовое крыло натягивается и закрепляется по боковым трубам, в карманы вставляются латы и закрепляются шнурами. Натягиваются тросы, закрепляются на килевой трубе. Крыло закрепляется на рулевой трапеции.
- Изготовление мототележки. Мототележка состоит и несущего каркаса, шасси, кресла для пилота и двигателя. Каркас для силовой установки образуется стержнями, осью шасси и подкосами кресла. К нижним продольным стержням при помощи резиновых амортизаторов крепится рама для бака с топливом. Поперечина с педалями крепится к нижним продольным стержням.
- Сборка мотодельтаплана. Собранные модули соединяются воедино, монтируется рулевая и топливная системы, силовая установка.
Дельтаплан не является сложным авиатранспортом. Его конструкция довольно проста, а сборка не требует больших вложений. Ответственное отношение к подбору материалов и деталей позволит получить в итоге безопасный и качественный дельтаплан.
2023-03-16
Схемы мототележек
Вантовая
Легкая мототележка, быстро складывается, хранение ее занимает мало места. Модель — МД типа «Космос». Недостатки — не так прочна и надежна, как другие схемы.
Преимущества: минимум силовых элементов. По массе немного тяжелее, чем вантовая схема, но производственные и эксплуатационные качества на уровне вантовой.
Реже ломается, отличается высокой прочностью и надежностью, что при аварийных ситуациях положительно сказывается на ударных нагрузках. Используется для эксплуатации в жестких условиях.
Модель панельного МД — МАИ-2, который построил А.Русак.
Схема мало используется, хотя и обладает высокой прочностью. Более того, при поломке одного из силовых элементов, вся система остается работоспособной. Минусами схемы являются: множество соединительных элементов и невозможность ее сложить.
Самая сложная из всех существующих систем. Это полая балка с обшивкой из стеклопластика. Она имеет маленькое аэродинамическое сопротивление. Но невозможность ее сложить усложняет процесс транспортировки. Пример балочной схемы МД — Т-4 на базе спортивного дельтаплана «Славутич-Спорт».